Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

Системы Безопасности

Блог Эдуарда Валитова

Сегодня-это завтра о котром мы позаботились вчера

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

  1. Для чего нужен подпор воздуха при пожаре
  2. Куда идет свежий воздух
  3. Тамбур-шлюз
  4. Принцип работы
  5. Проблема притока воздуха
  6. Что запомнить

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В этой статье мы с вами узнаем, для чего нужен подпор воздуха при пожаре, и как работает дымоудаляющая система.

Разберемся, какие трудности возникают в работе комплекса,

и что получается в случае превышения порога избыточного давления в эвакуационных помещениях.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Скажем просто о том, что такое подпор воздуха.

Во многих случаях, на лестничной площадке либо в другом специально отведенном месте ставится вентилятор. При пожаре он срабатывает от АПС, забирает приток с улицы и направляет его в здание, т.е. повышает давление внутри.

Это и есть подпор воздуха.

Главная цель этого оборудования – образовывать давление в эвакуационных коридорах большее, чем в других местах сооружения.

Это препятствует проникновению дымовой примеси в места эвакуации и позволяет персоналу безопасно покинуть горящее здание.

При этом всегда рассматривается худший сценарий: возгорание идет

при большой скорости ветра, а в самом строении открыты все двери, лифтовые шахты и разрушены все окна.

Вентилятор подпора воздуха обычно имеет большую мощь и рассчитан на продолжительную работу.

В процессе монтажа системы подпора воздуха учитываются следующие факторы.

  • Гидросопротивление.
  • Место размещения (самая верхняя часть стены строения либо лестничной площадки).
  • Нижняя граница избыточного давления не меньше 20 Па.
  • Верхний порог избыточного давления в эвакуационных местах не выше 150 Па (позволяет нормально открывать двери).
  • Место забора воздуха всегда выбирают с подветренной стороны сооружения.

Подпор и вентиляция дымоудаления обязательно должны компенсировать друг друга.

Избыточное и минимальное давление не может выходить за границы установленных норм.

Другими словами, подпор воздуха это забор воздушной массы с улицы и ее доставка в горящее строение.

Такая система обычно отключается дистанционно.

Кроме вентиляторов, приточная система включает в себя магистраль воздуховодов, а также клапан подпора воздуха.

Куда идет свежий воздух

Настолько важна, друзья, эта система!

По статистике при возгорании многие люди погибают по причине отравления угарным газом или от удушья.

В этой безвыходной ситуации нам и приходят на помощь системы дымоудаления и подпора воздуха при пожаре.

Благодаря им люди беспрепятственно эвакуируются из строения, не получив отравление, и не задохнувшись от недостатка кислорода.

Согласно нормативно-правовым документам 123-ФЗ и СП 7.13130.2013, система подпора воздуха и дымоудаления непременно устанавливается во всех эвакуационных путях и зонах без естественного освещения.

Это, например, следующие типы помещений.

  • Подпор воздуха в шахту лифта. Также предусматривается для работы пожарных бригад.
  • Подпор воздуха в тамбур шлюз. Это специальные помещения, перекрывающие воздушные потоки с продуктами горения.
  • Подпор воздуха в коридор. Используется как для наиболее распространенного места эвакуации.
  • Подпор воздуха в лестничную клетку. Эта зона тоже удобна для эвакуации рабочего персонала.

Помимо этого, свежим воздухом необходимо снабжать и так называемые безопасные зоны,

куда могут эвакуироваться инвалиды и другие люди для сохранения жизни.

На основании п. 7.1 из СП 7.13130.2013, подпор воздуха и дымоудаление

блокируют либо ограничивают распространение продуктов горения

по эвакуационным проходам и в помещения зон безопасности.

Кроме того, приточка должна использоваться только вкупе с вытяжкой (!). Иначе приточную противодымную вентиляцию использовать запрещено.

Из этого положения СП 7, мы видим, что подпор воздуха в зоны безопасности МГН также обязателен.

Когда срабатывает система ПС, то сразу блокируется система обычной вентиляции.

И правильно, так как она будет только содействовать дальнейшему развитию возгорания.

А система ДУ забирает продукты горения из сооружения.

Расчет подпора воздуха в лестничную клетку, эвакуационный коридор, шахту лифта либо другое место ведется согласно с п. 7 СП 7.

Также система ДУ не дает угарному газу или задымленности формировать среди противопожарных участков, забирает излишнее тепло.

Так, систему подпора в эвакуационный коридор мы тоже проектируем согласно нормам СП 7.13130.2013.

Тамбур-шлюз

А это специальная противопожарная зона.

Она проектируется с целью предотвращения попадания токсичных веществ из одной зоны сооружения в соседнюю.

Тамбур-шлюз с подпором воздуха обязательно оснащен приточкой для нагнетания давления до регламентного значения 20 Па.

У такого помещения двери самозакрывающиеся, без какого-либо запорного механизма.

Согласно п. 4.9 СНБ 2.02.01-98, эти противопожарные зоны подразделяются на 3 вида.

  • I тип. Сооружение обнесено перекрытиями/перегородками и заполнением проемов 1-го типа. Стена кирпичная либо из гипсокартона с нанесением огнезащитной мастики.
  • II тип. Заполнение 2-го, перекрытия 3-го, а перегородки 1-го типа.
  • III тип. Перекрытия 4-го, заграждения 2-го, а заполнение 3-го типа.

Они ограждают объекты классов А, Б по пожароопасности от прилегающих лифтовых шахт, эвакуационных проходов, лестничных площадок.

Подпор воздуха в тамбур шлюз при пожаре следует выполнять на основании п. 7.14 СП 7.

Принцип работы

Теперь о том, как работает дымоудаление и подпор воздуха, когда горит сооружение.

Алгоритм действий очень простой.

  1. При возгорании срабатывает дымовой пожарный датчик.
  2. Тревожный сигнал идет на пульт управления ПС.
  3. ПКП посылает управляющий импульс на закрытие огнезадерживающих клапанов в зонах противопожарных перегородок, выключение общеобменной ПС.
  4. Клапан дымоудаления, смонтированный в зоне очага огня, автоматически переходит в открытое положение.
  5. Включаются дымоудаляющие и приточные вентиляторы.
  6. Оборудование ДУ удаляет летучие газы и другие вредные вещества.
  7. Система подпора воздуха при пожаре забирает с улицы чистые воздушные массы и доставляет их в эвакуационные участки здания: коридоры, холлы, шахты лифтов и пр.

Проблема притока воздуха

При проектировании установки подпора воздуха у специалистов трудностей обычно не возникает.

Здесь мы опираемся на 123-ФЗ, СП 7.13130.2013 и другие нормативы.

Но, как обычно, все случается на практике.

Основная проблема заключается в превышении компенсационного давления от вентиляторов притока, когда при пожаре, например, люди распахивают окна и раскрывают двери кабинетов.

Давайте представим ситуацию, когда приведена в действие система ДУ из эвакуационного прохода.

Начался забор задымленного воздуха из пространства и его выброс в шахту дымоудаления.

В проходе для эвакуации образуется минусовое давление.

Вследствие этого, открывающиеся наружу двери из коридора прижимаются к своим створкам давлением в соседнем помещении.

Поэтому открыть их очень тяжело, либо совсем невозможно.

А по п. 7.16 СП 7, максимальное избыточное давление на такую дверь – 150 Па.

Чтобы уравновесить давление рекомендуется монтаж системы подпора воздуха, то есть притока с улицы.

Расстояние между подпором и дымоудалением задается п. 7.11 СП 7, применительно к разным местам выброса продуктов горения.

Но излишняя компенсация тоже вредит, поскольку спровоцирует распространение дыма между помещениями.

Поэтому п. 7.15 СП 7 устанавливает нормированный порог давления на дверь для эвакуации от 20 Па.

А п. 8.8 для компенсации рекомендует монтировать систему подпора с естественным притоком.

Поэтому, следуя этим нормативам, мы можем обойтись без полноценной приточки с подпорным вентилятором.

Естественный приток предполагает шахты с клапанами или проемы наружу.

Но как быть, если у нас работает принудительная вентиляция подпора воздуха,

а при пожарной ситуации люди пораспахивали все окна, двери и бегут по коридорам на выход?

Правильно, образуется излишнее давление в проходе для эвакуации по сравнению, например, с лестничной площадкой или тамбуром.

Благодаря воздушному притоку из окон и работы приточной вентиляции, дым, конечно, хлынет из прохода дальше в другие помещения.

Как решить эту проблему?

Можно, к примеру, поставить в местах эвакуации датчики давления с анализаторами и другое оборудование КИПиА.

Но беда в том, что на все проектируемые устройства у нас должен быть сертификат ПБ.

Об этом, конечно, хорошо осведомлен пожарный инспектор.

Что же тогда делать?

Выход из сложившейся ситуации на самом деле простой –

достаточно установить сертифицированный клапан сброса избыточного давления,

управляемый дистанционно или автоматически.

Сейчас эти устройства обязательно имеют сертификат.

При описанной ситуации с распахнутыми окнами такой клапан

перейдет в закрытое положение и отключит приточную компенсацию в коридор для эвакуации.

Минусовое давление от работы дымоудаляющего оборудования будет тогда уравновешиваться давлением из распахнутых окошек.

А в штатной ситуации клапан будет открываться, например,

при превышении избыточным давлением отметки 90 Па и закрываться при снижении его до 40 Па.

Эти пороговые значения удобно настраиваются регулировочным винтом, сжимающим и разжимающим пружину.

Что запомнить

Подведем, уважаемый читатель, итог нашего исследования и выделим главные тезисы этой статьи.

  • При возгорании подпор воздуха препятствует проникновению задымленности в эвакуационные проходы.
  • Границы избыточного давления на эвакуационную дверь от 20 Па до 150 Па, по пп. 7.15, 7.16 СП 7.13130.2013.
  • Системы подпора обязательно предусматривайте для всех помещений эвакуации: тамбур-шлюз, коридор, лестничная клеть.
  • Система ДУ и воздушного притока срабатывает от датчиков ПС.
  • Давления в эвакуационном проходе и за его дверью должны компенсировать друг друга.
  • При превышении избыточного давления в эвакуационном проходе устанавливается клапан сброса избыточного давления, имеющий сертификат ПБ.

Желаю Вам, дорогой читатель, успеха в профессиональном деле.

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

  • Особенности холла для пожарных лифтов
  • Двери в лифтовой холл
  • Материалы изготовления и цена

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра – если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 – когда размер равняется 1,5 – 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Материалы изготовления и ориентировочная стоимость

Материал Класс огнеупорности (EI) Стоимость (рублей)
дерево 30, 60 от 11 000
металл 30, 60, 90 от 8 500
стекло 30, 45, 60 от 24 000

Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.

Устройство лифта

Обязательным компонентом инженерного оснащения любого многоэтажного здания является лифтовое оборудование. Его применяют в жилых многоэтажках, гостиницах, общественных и офисных, коммерческих и других зданиях. Главное требование к современному лифту — обеспечение быстрой транспортировки пассажиров и грузов с соблюдением норм безопасности и обеспечением комфорта. Понимать, как устроен лифт в многоэтажке, и знать принцип его работы нужно не только специалистам. На базовом уровне эти знания необходимы и собственникам зданий, и самим пассажирам.

Конструкция лифта

В современных зданиях могут использоваться подъемные устройства разных типов. При этом общая конструкция лифта принципиально не меняется. Она включает такие узлы и элементы:

  • кабина (в случае с грузовой моделью — платформа);
  • противовес, необходимый для уравновешивания кабины;
  • высокопрочные стальные тросы;
  • система вращающихся шкивов;
  • привод и управляющее оборудование;
  • профильные направляющие, по которым движется кабина;
  • система безопасности.

Кабина подвешивается на стальных канатах, перекинутых через шкивы. К противоположным концам канатов подвешивается противовес. Нужное количество используемых тросов и шкивов рассчитывается в зависимости от веса кабины и уравновешивающих грузов, от грузоподъемности лифтового оборудования и других факторов. Приводной механизм (обычно на основе электродвигателя) вращает шкивы по команде системы управления. В результате кабина лифта опускается или поднимается, в зависимости от направления вращения системы шкивов. При этом противовес движется в обратном направлении.

Использование противовеса позволяет значительно уменьшить мощность электродвигателя, поскольку основная часть работы по подъему или опусканию лифта производится благодаря действию силы тяжести. Движение осуществляется по вертикальным направляющим из высокопрочного стального профиля. Это исключает раскачивание кабины и ее смещения при подъеме или опускании — она перемещается строго по вертикали.

Для размещения приводного механизма и системы управления в здании оборудуется машинное отделение. Основу привода составляет асинхронный электродвигатель. Вращение на шкивы с заданной частотой передается через передаточный механизм. Оборудование для управления размещено в установочном шкафу. Коммутация управляющей системы с панелью, установленной в кабине, обеспечивается при помощи гибкого кабеля. Также органы управления выведены на пульт дежурного оператора.

Разновидности лифтов

По функциям и назначению применяемые сейчас лифты делят на три основные категории:

  • пассажирские;
  • грузовые;
  • грузопассажирские.

Тип лифта определяет его технические параметры и конструктивные особенности. Так, грузоподъемность грузовых моделей значительно выше по сравнению с пассажирскими. Они оснащаются не менее чем 2 шкивами и более мощным двигателем.

Для оснащения лифтов может использоваться электрический или гидравлический привод. Более распространен электропривод. Сегодня часто используются усовершенствованные конструкции приводных механизмов с компактными электромоторами. Такие моторы крепятся непосредственно в верхней части шахты на специальной силовой раме или монтируются на направляющих. Это делает конструкцию более компактной и позволяет отказаться от машинного отделения, что упрощает и удешевляет монтаж.

В зданиях, где требуется увеличенная пропускная способность, можно использовать лифтовую систему Twin. Она обеспечивает независимое перемещение двух кабин по общим направляющим в одной шахте. Каждая лифтовая кабина комплектуется отдельным электроприводом, шкивом и системой противовеса. В жилых высотках эти системы не получают применения. Их используют в зданиях, где есть два или больше основных этажей для посадки пассажиров, например, первый этаж, паркинг и т. д. В том числе система Twin может использоваться в торговых комплексах, бизнес-центрах, других здания, которые характеризуются повышенным лифтовым трафиком.

Лифт с гидроприводом имеет особую конструкцию. Движение кабины в нем осуществляется в результате поступательного перемещения штока гидравлического цилиндра. В такой системе не требуется использование противовесов. Эксплуатация лифта с этим типом привода допускается при высоте не более 20 метров. Гидропривод потребляет значительный объем масла. К его плюсам относится сравнительно небольшой вес, что снижает нагрузки на здание. Конструкция отличается универсальностью и позволяет монтировать лифты без оборудования шахты, использовать кабины разной формы сечения, с возможностью устройства выходов на смежных сторонах лифта. Важный плюс конструкции с гидроприводом — необходимость расхода энергии только во время подъема. Это делает эксплуатацию лифта более экономичной.

Характеристики лифтового хозяйства

Основными техническими параметрами, которые характеризуют эксплуатацию лифта, являются:

  • скорость вертикального перемещения кабины;
  • грузоподъемность;
  • число этажей, определяющее количество остановок лифта;
  • предельная высота подъема.

Нормативными документами, которые регламентируют требования к характеристикам лифтового оборудования, являются ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и профильные ГОСТы. Они же регламентируют требования по обслуживанию лифтового хозяйства.

К числу ключевых характеристик относятся скорость и грузоподъемность лифта. Скорость бывает нескольких видов.

Номинальное значение скорости производитель указывает в инструкции к подъемному оборудованию. Она предусматривается в оптимальных эксплуатационных условиях для конкретной модели лифта. Обычно ее значение составляет от 0,18 до 4 м/с. Для оснащения высотных зданий используются скоростные лифты со значением номинальной скорости 9,5 м/с и выше. При значительном числе этажей, например, в небоскребах и высотных башнях, часто применяют экспрессную систему. Она предусматривает, что скоростные лифты при подъеме начинаются останавливаться только с определенного этажа, например, с 10-го. Ниже этого уровня работают обычные лифты со стандартным номинальным значением скорости.

Рабочей считают такую скорость, с которой по факту двигается кабина в существующих условиях на конкретном объекте. Значение зависит от фактической нагрузки, уровня сетевого напряжения, состояния механических узлов, действующего в них трения и других критериев. Таким образом, на рабочую скорость влияет состояние конструкции лифта, соблюдение требований по его эксплуатации и обслуживанию. Положениями ПУБЛЭЛ предусматривается, что рабочая скорость не должна отличаться от номинальной больше чем на 15%.

Предельной называют скорость кабины, при которой предусматривается срабатывание стопорящих устройств системы безопасности — ловителей или парашютов, останавливающих кабину. Устройства безопасности лифта не должны допускать разгон кабины выше предельного значения.

Перед подачей на заданный пассажиром этаж кабина должна двигаться с остановочной скоростью. Ее значение уменьшено по сравнению с рабочей, чтобы исключить резкую остановку, представляющую для пассажиров опасность или дискомфорт. В лифтах старого образца задается два значения скорости. Основную часть маршрута лифт проходит с рабочим значением скорости, а перед остановкой переключается на остановочную. Современные модели используют плавную регулировку с помощью частотных электронных регуляторов. Они плавно наращивают обороты двигателя при старте и плавно снижают их перед остановкой кабины. Такой режим более комфортен для пассажиров. Кроме этого, уменьшается износ, и увеличивается срок службы двигателя.

Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг. Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.

Обеспечение безопасности лифтов

Конструкция эксплуатируемого подъемного оборудования должна обеспечивать его функционирование с безусловным соблюдением норм безопасности. Поэтому при проектировании, изготовлении и монтаже должны учитываться все риски, которые могут возникать во время работы.

Значительное внимание уделяется пожарной безопасности. Это связано с тем, что пассажиры пребывают в замкнутом пространстве малого объема, которое не могут быстро покинуть. Поэтому сама кабина и ее ограждающие элементы должны выпускаться из материалов, не поддерживающих горение и не выделяющих токсины при нагреве. Лифты необходимо оборудовать огнестойкими дверями.

Современные модели лифтов комплектуются специальными приспособлениями, которые при отключении электроснабжения в здании выполняют автоматическую подачу кабины на ближайший к месту аварийной остановки этаж и открывают двери. Это позволяет быстро эвакуировать пассажиров.

Кроме этого, конструкция должна обеспечивать защиту от таких видов угроз:

  • зажим человека при закрывании автоматических дверей лифта;
  • межэтажное блокирование лифтовой кабины;
  • падение кабины;
  • падение людей в шахту через случайно открытые двери.

Аварийное падение кабины лифта предотвращаются особые устройства — ловители. Они обеспечивают плавную остановку при превышении скорости кабины предельного значения. Для защиты от удара применяются амортизаторы. В случае межэтажной остановки специальное оборудование надежно фиксирует кабину и открывает двери. Это позволяет пассажирам безопасно покинуть лифт. Кроме этого, персонал, который обслуживает лифтовое хозяйство, обязан принимать меры по освобождению людей в подобных случаях. Размеры кабины рассчитываются таким образом, чтобы она не могла вместить больше людей, чем можно перевозить по ограничениям грузоподъемности. Кроме этого, в случае перегруза блокируется запуск лифта.

Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.

Оснащение кабины

Ключевым элементом конструкции лифта можно назвать кабину. Ее комплектация и оснащение прямо влияет на комфорт перемещения пассажиров и их безопасность. В кабине монтируют устройства управления и связи.

Наиболее распространены лифтовые кабины с раздвижными дверями. При установке в шахте небольшой ширины они могут иметь телескопическую конструкцию. Также для узких шахт могут предусматриваться распашные двери, открываемые вручную. Кроме этого, двери могут устанавливаться с двух сторон. Такие конструкции используются, если посадочные площадки размещаются спереди и сзади от лифтовой шахты.

Облицовка кабины современного лифта выполняется негорючими материалами. В том числе используются полированные лифты нержавеющей стали, которые могут иметь декоративное напыление разного цвета, стеклянные и зеркальные панели и другие материалы. Пол отделывается специальной антискользящим прорезиненым покрытием, искусственным камнем, другими видами напольных покрытий, стойких к износу. Дополнительно в кабине часто выполняют установку поручней.

Оборудование для освещения, вентиляции и экстренной связи с представителями службы лифтового сервиса обязательно входит в комплектацию кабины. Стандартно они комплектуются кнопочной панелью управления и табло с указателем этажа. В зданиях общественного, коммерческого, офисного назначения с большой проходимостью могут использоваться специальные системы предварительного автоматического планирования и управления трафиком лифтов. В этом случае в кабине не устанавливают управляющую панель. Пассажир выбирает нужный ему этаж при вызове лифта. Такие системы устанавливают в строениях высотой не менее 15 этажей, в которых одновременно функционирует 4 и более лифтов. Их применение повышает пропускную способность, уменьшает износ и расходы на обслуживание оборудования, увеличивает общую эффективность работы лифтов.

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в “Каталог СНиП”

ГОСТ Р 53297-2009 Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
53297
2009

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ.

Требования пожарной безопасности

Москва
Стандартинформ
2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. № 73-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ.

Требования пожарной безопасности

Passengers and goods lifts . Fire safety requirements

Дата введения – 2010-01-01
с правом досрочного применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на электрические и гидравлические пассажирские и грузовые лифтовые установки и устанавливает требования к их конструктивному исполнению и противопожарной защите в зданиях и сооружениях.

1.2 Требования данного стандарта не распространяются на лифты:

для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях (пассажирские лифты, имеющие режим «перевозка пожарных подразделений»);

устанавливаемые в зданиях (сооружениях) в целях использования для спасания людей (инвалидов, маломобильных групп населения и др.) во время пожара;

устанавливаемые в зданиях (сооружениях), не оборудованных автоматическими системами обнаружения пожара;

для работы в зданиях и помещениях с агрессивными парами и газами, вызывающими коррозию.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97 Материалы строительные. Методы испытания на распространение пламени.

ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.

ГОСТ 12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

ГОСТ 30247.3-2002 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.

ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТ 27570.8-88 (МЭК 335-2-34-80) Безопасность электробытовых и аналогичных электроприборов.

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лифт: Стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

3.2 лифт гидравлический: Лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

3.3 лифт электрический: Лифт с электроприводом.

3.4 лифт грузовой: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов.

3.5 лифт грузовой малый: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого лимитирована грузоподъемность, а размеры кабины ограничивают свободный доступ в нее человека.

3.6 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.7 лифт тротуарный: Лифт, кабина которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.

3.8 лифтовая установка: Объемно-планировочный элемент здания (сооружения), содержащий лифт (лифты), шахту (шахты), машинное помещение (помещения) при его (их) наличии, а также лифтовые холлы (посадочные площадки).

3.9 кабина: Грузонесущее устройство, в котором осуществляется транспортирование людей и (или) грузов, имеющее проем (проемы) для входа и выхода людей, погрузки и разгрузки грузов, оснащенный (оснащенные) дверью (дверями).

3.10 ограждение кабины лифта: Конструкция, состоящая из стен, пола и потолочного перекрытия, ограждающая внутреннее пространство кабины лифта.

3.11 облицовочный слой: Вещество, материал, изделие, нанесенное или установленное на силовой части стен, потолочного перекрытия, двери (дверей) внутри кабины, а также снаружи дверей шахты.

3.12 покрытие пола кабины лифта: Вещество, материал, изделие, нанесенное или установленное на силовую часть пола внутри кабины.

3.13 режим «пожарная опасность»: Установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины на основной посадочный этаж, с которого производится эвакуация людей наружу, с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных вызовов.

4 Пожарная безопасность лифтовых установок

4.1 Стены, потолок и пол кабины, а также двери кабины следует изготовлять из негорючих материалов или материалов группы горючести не ниже Г1 по ГОСТ 30244.

При наличии облицовочного слоя на стенах, потолке и дверях кабины показатели его пожарной опасности должны приниматься не ниже:

группа горючести по ГОСТ 30244 – Г2;

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 – В2;

группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.14.2 и 4.18 – Д2;

группа токсичности продуктов горения по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.16.2 и 4.20 – Т2.

Пожарно-технические характеристики материалов покрытия пола кабины допускаются не ниже:

группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.14.2 и 4.18 – Д2;

группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, пп. 2.16.2, 4.20 – Т2.

В зданиях, оборудованных системами контроля и управления доступом населения и посетителей, показатели пожарной опасности облицовочного слоя толщиной 1,0 мм и менее не нормируются.

4.2 Плафоны устройств стационарного электрического освещения кабины лифта должны выполняться из материалов групп воспламеняемости не ниже В2 по ГОСТ 30402.

4.3 Ограждающие конструкции и заполнения дверных проемов шахт и лифтовых холлов должны отвечать требованиям [2], [3], [4], и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по [1].

4.4 Машинные помещения гидравлических лифтов могут размещаться на любых этажах зданий, включая подвальные. Каналы для прокладки гидроприводов выполняются с пределом огнестойкости не менее REI 60 по [2 ], ГОСТ 30247.1, а двери машинных помещений – EI 60 по ГОСТ 30247.2.

4.5 Пределы огнестойкости дверей шахт лифтов, имеющих режим «пожарная опасность», на основных посадочных этажах не нормируются с учетом требования 6.5.2.

5 Оборудование противопожарной защиты лифтовых установок

5.1 На посадочных площадках лифтов, в лифтовых холлах и в лифтовых шахтах предусматривается установка извещателей автоматических систем пожарной сигнализации зданий и сооружений в соответствии с требованиями [7]. При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка одного извещателя в каждом лифтовом холле. Для лифтовых шахт следует предусматривать дымовые пожарные извещатели (по одному извещателю на лифтовую шахту, устанавливаемому в ее оголовке – зоне верхнего этажа). При срабатывании хотя бы одного из извещателей приемно-контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод в режим работы лифта «пожарная опасность» согласно 6.3 и на обеспечение избыточного давления в лифтовой шахте.

5.2 На посадочных площадках лифтов и в лифтовых холлах допускается размещать только сети освещения этих площадок, холлов и сообщающихся с холлами коридоров, а также системы видеонаблюдения, охранной и звонковой сигнализации, размещение других сетей не рекомендуется с точки зрения пожарной безопасности.

5.3 Системы приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в шахтах, лифтовых холлах или тамбур-шлюзах цокольных и подземных этажей следует предусматривать в соответствии с требованиями [2], [3], [4], [5] и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по [1 ].

Конструкции воздуховодов этих систем выполняются класса П по [5] с пределами огнестойкости не менее EI 30 по [8], для вентиляторов пределы огнестойкости не нормируются.

5.4 Подача наружного воздуха в лифтовые шахты осуществляется исходя из условия обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в шахте относительно лифтового холла, расположенного над (или под) основным посадочным этажом, при открытых дверях шахты на основном посадочном этаже и указанного лифтового холла. Воздухоприточные отверстия в лифтовых шахтах могут быть выполнены на уровне любого этажа при обеспечении требуемого избыточного давления, максимально допустимое значение которого не более 70 Па.

5.5 При необходимости подача наружного воздуха в лифтовые холлы или тамбур-шлюзы цокольных и подземных этажей производится для обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в этих холлах (тамбур-шлюзах) при закрытых дверях относительно смежных помещений. Допускается применение нормально закрытых противопожарных клапанов для перетекания воздуха из шахт в лифтовые холлы (тамбур-шлюзы). Конструкции этих клапанов должны быть с пределами огнестойкости по [10], но не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций лифтовых шахт и подлежат оснащению автоматически и дистанционно управляемыми приводами. Приводы должны выполняться без применения термоэлементов.

5.6 Правила пользования лифтом, которые разрабатываются и вывешиваются в соответствии с требованиями [12], целесообразно дополнить следующей информацией, которая позволит повысить безопасность людей в здании в случае пожара:

при возникновении пожара в здании лифт будет принудительно направлен на основной посадочный этаж. По прибытии кабины на этот этаж вы должны покинуть кабину и выйти из здания; использование лифтов во время пожара не допускается ввиду большой опасности

5.7 На посадочных площадках перед входом в лифты вывешиваются таблички:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИФТОВ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА ЗАПРЕЩЕНО!

Допускается вывешивать на этаже одну табличку на группу лифтов с выходами в общий лифтовой холл (посадочную площадку).

6 Работа лифтов в режиме «пожарная опасность»

6.1 Пассажирские и грузовые лифты с автоматическими дверями кабины и шахты, предназначенные для установки в зданиях и сооружениях, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, следует выполнить с режимом работы «пожарная опасность».

6.2 Аппараты и устройства лифта, расположенные на этажных площадках и дверях шахты (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), на работу которых могут оказать вредное воздействие дым и повышенная температура, не должны препятствовать работе лифта в режиме «пожарная опасность».

6.3 Режим «пожарная опасность» должен автоматически включаться при возникновении пожара в здании (сооружении) по команде от автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения) согласно 5.1.

6.4 Включение режима «пожарная опасность» должно сопровождаться звуковым или световым сигналами в кабине лифта.

6.5 В режиме «пожарная опасность» должен выполняться следующий алгоритм работы лифта.

6.5.1 При возникновении пожара из автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом подается электрический сигнал.

6.5.2 После принятия команды о возникновении пожара система управления лифтом автоматически переходит в режим «пожарная опасность», при котором обеспечивается принудительное движение кабины на назначенный этаж. В качестве назначенного этажа, как правило, принимается основной посадочной этаж (этаж эвакуации людей из здания). При возникновении пожара на основном посадочном этаже в качестве назначенного должен быть предусмотрен другой этаж, с которого возможна организация эвакуации людей из здания. Выбор того или иного этажа в качестве назначенного должен осуществляться системой пожарной сигнализации здания при выполнении действий по 6.5.1.

6.5.3 Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), необходимо соблюдать следующие условия.

6.5.3.1 При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже, двери не открываются, кабина не реагирует на приказы и попутные зарегистрированные вызовы и отправляется вниз на назначенный этаж.

6.5.3.2 При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме назначенного, кабина отправляется на назначенный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверями и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются, и кабина также отправится на назначенный этаж.

6.5.4 Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), соблюдаются следующие условия.

6.5.4.1 При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже, двери не открываются, кабина не реагирует на приказы и попутные зарегистрированные вызовы и отправляется на назначенный этаж.

6.5.4.2 При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на назначенный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверями и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на назначенный этаж.

6.5.5 Во всех случаях после прибытия кабины на назначенный этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.5.6 Если в кабине предусмотрена кнопка «Стоп», согласно 6.4.17 [12], то при движении кабины с пассажирами в режиме «пожарная опасность» действие ее исключается.

При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подается для каждого лифта отдельно. Работоспособность системы группового управления не должна оказывать влияния на включение режима «пожарная опасность».

При возникновении пожара в здании (сооружении) во время выполнения режима «ревизия» в момент технического обслуживания или остановки лифта от срабатывания устройства безопасности подается звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведен в режим нормальной работы, что позволит выполнить команду на включение режима «пожарная опасность».

7 Методы контроля

7.1 Лифтовые установки, содержащие лифты с режимом работы «пожарная опасность», подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям.

7.2 Приемосдаточные испытания проводятся при приемке в эксплуатацию лифтовых установок во вновь выстроенных зданиях и сооружениях, а также реконструированных (модернизированных) лифтов и лифтовых установок.

7.3 При проведении приемосдаточных испытаний проверке подлежат технические данные и характеристики, указанные в таблице.

Таблица 1

Перечень контролируемых технических данных и характеристик

Норма (пункты требований настоящего стандарта)

Требования нормативных документов

Пожарно-технические характеристики материалов, в том числе:

а) стен, потолка, пола и дверей кабины

б) облицовочного слоя стен, потолка и дверей кабины

в) покрытия пола кабины

г) плафонов освещения кабины

Пределы огнестойкости конструкций, в том числе:

Расчёт количества воздуха, подаваемого в лифтовые шахты, в программе «КВМ-Дым»

В предыдущих статьях мы говорили о вытяжной противодымной вентиляции. Сегодня хотелось бы обратиться к приточной противодымной вентиляции, а именно — к подпору в шахту лифта. В настоящее время программа «КВМ-Дым» позволяет рассчитать параметры систем подпора (количество подаваемого воздуха и напор вентилятора) в лифтовые шахты для вариантов конструктива, описанных в «Методике» ВНИИПО. В этой статье мы выносим на обсуждение коллег наше предложение по дальнейшему развитию возможностей программы.

Компания «Климатвентмаш» продолжает работу над развитием программы расчёта противодымных систем «КВМ-Дым». Программа является собственной разработкой «Климатвентмаш», созданной нашими специалистами на основе методических рекомендаций к СП 7.13130.2013 «Расчётное определение параметров противодымной вентиляции» (далее «Методика»). В связи с этим автор обращает внимание специалистов, что обращение во ВНИИПО с вопросами, касающимися программы «КВМ-Дым», не является корректным (в отличие от вопросов, касающихся собственно методики, автором которой является ВНИИПО).

В предыдущих статьях мы говорили о вытяжной противодымной вентиляции. Сегодня хотелось бы обратиться к приточной противодымной вентиляции, а именно — к подпору в шахту лифта. В настоящее время программа «КВМДым» позволяет рассчитать параметры систем подпора (количество подаваемого воздуха и напор вентилятора) в лифтовые шахты для вариантов конструктива, описанных в «Методике».

В отличие от прошлых публикаций, где были описаны варианты расчётов, уже реализованные в программе, в данной статье мы выносим на обсуждение коллег наше предложение по дальнейшему развитию возможностей программы.

В «Методике» приведены зависимости, используя которые возможно рассчитать величины давления воздуха и его количества, необходимые для подачи в лифтовые шахты надземной части здания, с учётом различного конструктивного исполнения шахт. Величины давления и количества воздуха для лифтовых шахт подземной части здания описывает приведённый в «Методике» ряд зависимостей.

Рассмотрим многоэтажное здание, имеющее и надземную, и подземную части, и, соответственно, лифтовые шахты, сообщающиеся с надземной и подземной частями здания. В этом случае, согласно методике, необходимо предусмотреть подачу воздуха в верхнюю и нижнюю части защищаемых лифтовых шахт. При этом для расчёта давления в подземно-надземных частях защищаемой лифтовой шахты рекомендуется использовать зависимость (55) «Методики». Для определения количества воздуха, подаваемого в шахту, рекомендуются формулы, описывающие конкретный вариант конструкции надземной и подземной лифтовых шахт. При этом, согласно «Методике», «…вычисленные значения расхода воздуха через открытые двери лифтовой шахты на основном посадочном этаже должны быть распределены в произвольном соотношении между обеими системами, обеспечивающими подачу воздуха в надземную и подземную части защищаемой лифтовой шахты».

К нам часто обращаются специалисты проектных организаций с вопросами по расчёту систем противодымной вентиляции. Вопросы эти зачастую касаются не только нашей программы, которая является собственной разработкой специалистов компании «Климатвентмаш», но и, собственно, «Методики» ВНИИПО, на основании которой она разработана. Надо понимать, что мы не всегда правомочны отвечать на последний ряд вопросов. Та же путаница возникает, когда к специалистам ВНИИПО обращаются с вопросами по нашей программе, за которую эта организация ответственности не несёт.

Вернёмся к вопросам пользователей. Формулировка «…должны быть распределены в произвольном порядке…» — один из таких вопросов. В ответ на него мы решили попытаться определить соотношение количества воздуха, подаваемого в надземную и подземную части шахты математическим путём.

На рис. 1 схематически изображена защищаемая лифтовая шахта с лифтовой кабиной, остановленной на основном посадочном (первом) этаже. Преобразовав зависимости, позволяющие рассчитать величину давления в лифтовой части соответствующего этажа для надземной и подземной частей здания, получаем систему из двух уравнений. Эта система соответствует конструкции шахты лифта с выгороженным лифтовым холлом на первом этаже:

где ξl/(nFdl) 2 — характеристика потери давления узла «кабина–шахта» до входа в проём лифтовой шахты; 1/(nFdl) 2 — характеристика потери давления «внезапного расширения» при выходе из проёма лифтовой шахты; (ξd + 1)/(mFdr) 2 — характеристика потери давления лифтового холла и «внезапного расширения» при выходе из него; Pl(2) и Pl(–1) — значения давления воздуха на уровне центра проёмов лифтовой шахты на втором надземном и на первом подземном этажах; Gl(2) и Gl(–1) — значения расхода воздуха, поступающего из верхней и нижней частей лифтовой шахты непосредственно к расчётной точке.

Решим эту систему уравнений и определим величину давления в шахте и соотношение расходов воздуха, приходящего к лифтовой кабине со стороны надземной и со стороны подземной частей защищаемой лифтовой шахты. Далее, используя уже имеющиеся в программе «КВМ-Дым» возможности, посчитаем суммарный расход воздуха, который необходимо подавать в верхнюю и нижнюю части шахты с учётом утечек через закрытые двери надземных и подземных этажей лифтовой шахты.

Таким образом, мы сможем определить производительность системы подпора в нижнюю часть защищаемой шахты, а также в верхнюю её часть, и исключить вопросы пользователей, связанные с распределением расхода между точками подачи воздуха.

Рассмотрев иную конфигурацию, без выгороженного на первом этаже лифтового холла, можем записать следующую, соответствующую этому варианту, систему уравнений:

Решив её и дополнив расчётными величинами расходов из программы «КВМДым», также получим искомое соотношение расходов необходимого для подачи воздуха.

Так, рассчитав для примера шахту здания, имеющего 16 надземных и два подземных этажа, получили количество воздуха, необходимого для подачи в верхнюю часть защищаемой лифтовой шахты, равное 22800 м³/ч, и в нижнюю часть — равное 11100 м³/ч.

Мы будем рады обсудить с коллегами корректность наших рассуждений и выводов и в дальнейшем ввести возможность решения данной задачи в программу в рамках её дальнейшего развития.

Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

К сожалению, в данной статье больше вопросов, чем ответов. Но как только у нас появится соответствующая информация, мы ее обязательно опубликуем. Будем признательны за Вашу помощь в решении представленных вопросов!

Требования нормативных документов

В соответствии с [1]:

7.14 Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:

а) в шахты лифтов (при отсутствии у выходов из них тамбур-шлюзов, защищаемых приточной противодымной вентиляцией), установленных в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками;

б) в шахты лифтов с режимом “перевозка пожарных подразделений” независимо от назначения, высоты надземной и глубины подземной части зданий и наличия в них незадымляемых лестничных клеток – предусматривая отдельные системы согласно ГОСТ Р 53296 (кроме общих конструктивно неразделенных шахт для лифтов с режимом “перевозка пожарных подразделений” и для лифтов с режимом “пожарная опасность”);

7.15 Расход наружного воздуха для приточной противодымной вентиляции следует рассчитывать при условии обеспечения избыточного давления не менее 20 Па:

а) в лифтовых шахтах – при закрытых дверях на всех этажах (кроме основного посадочного этажа);

7.16 При расчете параметров приточной противодымной вентиляции следует принимать:

б) . Избыточное давление воздуха в шахтах лифтов должно быть не менее 20 Па и не более 70 Па;

г) кабины лифтов остановленными на основном посадочном этаже.

Примечание:

В значении предельной величины избыточного давления в шахте лифта имеются расхождения:

п. 7.16 [1], п. 5.1.6 [3] – не более 70 Па;

п. 3.2 [2] – не более 150 Па.

Как обстоят дела на практике?

Для примера рассмотрим 14-ти этажный многоквартирный жилой дом с техническим пространством для прокладки инженерных коммуникаций в верхней части здания (теплым чердаком):

Проектировщики производят расчет по [4] (пример расчета см. ниже). Подбирают вентилятор с запасом. И все. Система монтируется.

А на приемосдаточных испытаниях происходит следующее:

Срабатывает система АУПС, к примеру, на 7 этаже. Лифты действуют согласно алгоритмам, представленным в [5]. Отключаются системы общеобменной вентиляции (при наличии) и закрываются противопожарные нормально открытые клапаны (ППКно). Запускаются системы ДУ1, ПД1, ПД2, ПД3.1+ПД3.2, КДУ1 (с задержкой по п. 7.20 [1]).

Открываются противопожарные нормально закрытые клапаны (ППКнз) на этаже пожара данных систем, а также ППКнз, необходимые для функционирования систем (к примеру, в стаканах вентиляторов).

Пожарные садятся в лифт с режимом “перевозка пожарных подразделений” и едут на этаж пожара (в нашем примере – 7).

Выходят из кабины, направляются к коридору. Но НЕ МОГУТ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ, соединяющую лифтовый холл и коридор (дверь открывается внутрь лифтового холла)! Соответственно не могут приступить к ликвидации очага пожара со всеми вытекающими последствиями.

Дверь, соединяющую лифтовый холл и коридор, откроется если открыть двери тамбура, соединяющего лифтовый холл и переходную лоджию (двери тамбура открываются по направлению к переходной лоджии). Но не всегда архитектурно-планировочные решения позволяют так выйти из ситуации (см. Рис. 6).

Встречались случаи, при которых двери лифтов с режимом “перевозка пожарных подразделений” просто не закрывались из-за подпора воздуха. Обычно такое встречается в общественных зданиях (школы, больницы) с отсутствием выгороженного лифтового холла на 1 этаже. В таких зданиях обычно устанавливают низкое значение усилия при закрытии дверей на приводах дверей кабин лифтов. Давление, создаваемое потоком воздуха, превышает усилие закрытия дверей привода. Соответственно, двери лифта не закрываются, и лифт не едет.

ПРИЧИНА кроется в работе системы подпора в лифтовую шахту с режимом “перевозка пожарных подразделений”. Воздух, подаваемый системой подпора, заперт в объеме шахты лифта и лифтового холла (на этаже пожара). Если пренебречь утечками воздуха через щели, то производительность вентилятора можно считать равной нулю, а давление в лифтовом холле и шахте лифта равным давлению вентилятора при этой производительности. Зачастую, это куда больше 150 Па. Необходимо предусмотреть технические решения по непревышению давления!

А может неверно подбирается вентилятор?

Расчетная часть

Произведем расчет системы ПД1 для 14-ти этажного многоквартирного жилого дома с техническим пространством (см. Рис.1-3):

Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

Делаю объект – банк, пять этажей. Подскажите, в каких нормах прописаны:

1. Необходимость включения вентилятора подпора воздуха в лифтовой шахте при пожаре.
2. Контроль состояния клапанов дымоудаления.

Контроль состояния клапанов дымоудаления.

С лифтовой шахтой вроде бы разобрались, а вот насчет клапанов дымоудаления вопрос остается.

Речь идет о необходимости контроля состояния клапана – открытый/закрытый. Ни в пятом СП, ни в седьмом, ни в СНиП 41-01-2003 ничего не нашли 🙁

Замечание например будет выглядеть: для выполнения требований к системам противодымной защиты указанных в статье 85 ФЗ обосновать отсутствие контроля состояния клапанов дымоудаления.

Например: п.11 ст.85 требования к составу . и последовательности включения элементов . Вентилятор подпора воздуха с электроподогревом: включается тен, время задержки, открывается клапан, поступает сигнал от клапана, включается вентилятор.

Согласно п. 6. ст. таже . должны обеспечивать исправную работу. без контроля открытия клапана (импульс пройдет), открытия нет – исправная работа не обеспечивается.

один из них (в запасе) ® – Вы сами применяете контроль. Да нормативная база для дымоудаления никакая.

Кстати, обсуждаемый случай не показательный, и даже понятный. Есть “белые пятна” побольше – всего в нормах не напишешь.

Я утром приводил выдержку из СНиП 41-01: “Уровень автоматизации и контроля систем следует выбирать в зависимости от ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ”.
Как-то прошло мимо ушей.
Эксперт одно такое требование уже здесь озвучил.

У нас по факту был другой случай (обратный) – При запуске дымоудаления замер на испытуемом клапане показал крайне малую тягу.
Посмотрели на табло прибора – оказалось, что они открыты на всех этажах здания.

КонстантинФ ®.
я всегда ссылаюсь на определенный пункт или статью, пусть и размыты некоторые требования. Бывают переписки, обсуждения. Но народ кто делает автоматику пожаротушения, дымоудаления к счастью по большей части грамотный и соглашались, что так будет лучше (да ломало корректировать, но замечание обычно не одно) и никто не бил себя в грудь, что не будем контролировать.

Викт ®
их можно в ручную открыть и никто не будет знать.

Не судите КонстантинФ строго. Так он защищает основной принцип: “Замечания к проектным решениям должны быть обоснованы. Как и сами проектные решения”.

Поскольку эксперты грешат этим повсеместно. Как-то провели мы анализ замечаний одного отдельного эксперта из Мосгосэкспертизы, получилось:
– 20% замечаний по формальным признакам (например, нет подписи и печати генерального проектировщика на титульном листе??);
– 30% замечаний некорректные (например: представленные в разделе 9 сведения не соответствуют перечисленным в постановлении 87. Точка. Что имел ввиду, догадайтесь мол сами).
– 10% замечаний с неверными ссылками;
– 10% просто ошибочные и не выдерживают никакой критики.

С другой стороны, идеальных проектов не бывает. Это аксиома. Случается, смотришь свой проект, который был заморожен месяца на четыре, и удивляешься – как мог такой ляп допустить.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ подпора воздуха в лифтовой шахте при пожаре.

Это нормальный вопрос?

Если в паспорте на клапан нет (а этого нет) указания об обязательном использовании датчиков положения заслонки

получу ещё одно подтверждение, что вахтёры, гаишники, инспектора (различных ведомств) и эксперты в этой стране так и не понимают, что не им что-то должны, а они.

Да я не смогу Вам написать прямого пункта по поводу контроля клапанов и формулировка замечания будет по Вашему мнению некорректная. Но она будет, путь даже ограниченная статьей 85 – и что Вы будете делать? Как доказывать?

что две – резервные (т.е. какое-то техническое обоснование)

Если вы в ТПП-10 будете использовать одну пару, то получите от эксперта замечание (писать – какого содержания?).

–Конец цитаты——
Пожалуста: Экономически не обоснованное техническое решение. Заведомое завышение стоимости работ.

это грубая ошибка проекта или монтажа

Пожалуста: Экономически не обоснованное техническое решение. Заведомое завышение стоимости работ.

А на что у нас записан обязательный 10-процентный резерв?

Не совсем понятно, какое отношение имеет эта реплика к обсуждаемой теме.

Побежит по лестнице вручную клапан открывать?

–Конец цитаты——
Нет. Осуществит дистанционный пуск.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

Соответственно обученный, периодически тренируемый персонал в многоэтажном жилом доме, например, который будет действовать как в фильмах-катастрофах:
беру управление на себя!
ввожу пароль!
выбираю тип!
выбираю команду!
ввожу адрес!
.

Однако КонстантинФ поднял вопрос, достойный отдельного обсуждения под названием “Взаимоотношения: проектировщик – эксперт госэкспертизы”.
Поскольку эти два участника одного процесса находятся в заведомо неравном положении, и на любые явные несправедливые (мягко говоря) действия эксперта, практически невозможно найти адекватные противодействия.
Пару раз слышал: “Ну, допустим я не прав. Подавайте на меня в суд”.

если во время реального пожара клапан на 10-м этаже не откроется

Нет. Осуществит дистанционный пуск.

В чем принципиальная разница между автоматическим и дистанционным пуском?

Это разные виды пусков. В этом и разница. Вообще-то по СНиП 41-01 “Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фрамуги (створки) и другие открывающиеся устройства шахт, фонарей и окон, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление”.

На счет МГСН. Я не знаю такого, который бы регламентировал дымоудаление, тем более его автоматизацию.

–Конец цитаты——
Я это помню. Вопрос заключался в следующем.

если во время реального пожара клапан на 10-м этаже не откроется

–Конец цитаты——
Вероятность того что проблемма в ПИ (шлейфов сигнализации) ниже вероятности отказа оставшейся части автоматики. Поэтому что бы мы не делали открытие не произойдет.

Указывая на данный факт наши инспекторы заставляют делать альтернативную автоматику: “Вдруг откажет прибор. Надо делать запуск всего алгоритма без участия прибора”. При этом раньше ссылались на Рекомендации (точно не помню) Горкомхоза. Теперь говорят о логике: “Это же логично”.
Нормы МГСН я тоже не знаю, просто как то задал на этом форуме тот же вопрос и получил ответ это из МГСН. Косвенно это подтверждает

Уточняю, город – Саратов, поэтому московские и питерские нормативные документы не актуальны.

Ув.Крюгер
По указанному 10% резерву :
13.15.9 Соединительные линии, выполненные телефонными и контрольными кабелями, должны иметь резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10 %.

В нормах достаточно всякой ерунды, которую мы обязаны выполнять, и почему я должен идти навстречу нормотворцам (и экспертизе, и приёмке) и выполнять совершенно неочевидные и ненужные требования, если ни у меня, ни у заказчика такого желания нет.

Ни по какому факту эксперт не прав. И ни он, ни вы не смогли пока доказать обратного.

И не надо ничего доказывать. Ведь не существует доказательств, что снег белый.
В нормах записано, что необходимо учитывать технологические требования (кстати, очень редкая запись для нормативных документов).
КонстантинФ считает, что технологические требования “какие-то абстрактные”. Я считаю, что очень даже конкретные и понятные. Наши пути разошлись.

Всё совсем не однозначно.

Sergey_K т.е. если клапанов на вентиляторе несколько – один не открылся и _вся_ система не заработала.

–Конец цитаты——
Включите нормально-замкнутые в закрытом положении заслонки контакты концевиков последовательно в шлейф – и при открытии хотя бы одного клапана сигнал пройдет. И будет контроль всей цепи заодно.

А клапана с электромагнитным приводом зачастую вообще не открываются, пока вентилятор тянуть не станет. Реалии такие.

–Конец цитаты——
В соответствии с СП7 “7.18 Исполнительные механизмы противопожарных клапанов по п.п. 7.10 в), 7.12 б), в), 7.16 д) должны сохранять заданное положение створки клапана при отключении электропитания привода клапана.” электромагнитные приводы на КДУ применять нельзя уже – они работают только при подаче напряжения.

И пуск вентилятора у вас происходит по сигналу от концевого выключателя клапана, а не от сигнала “пожар” от АУПС и АУПТ.А если “ушлый” эксперт укажет, что “. Управление исполнительными элементами оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться в автоматическом (от автоматической пожарной сигнализации и (или) автоматических установок пожаротушения) режиме. “

Пуск системы ДУ осуществляется от АПС: сигнал на открытие клапана (-ов) ДУ в соответствующем задымленном месте осуществляется от АПС, а от концевиков присходит разблокировка и запуск вентсистемы.

Если есть АРМ, то никакой С2000-БИ не нужен.

Во-вторых, имеет общеизвестное свойство “зависать”. Что делать с системой в этот момент?

для этого в системе предусматривается обычно резевный “С2000М”,

[28.11.2010 15:03:30] и ув. Нина о том же:
для этого в системе предусматривается обычно резевный “С2000М”, если у проектировщика голова с руками в нужном месте расположена)………..
………..
Не хотел писать по этому моменту.
Но как раз и не заложен пульт С2000 (хотя бы для горячего резерва).

Крюгер:
И я об этом, только с добавлением С2000-БИ
………
Так точно.
Вот тогда и будет надежно и визуально по клапанам.

Нина:
Можно, конечно, С2000-БИ и оставить (или поставить), просто меня эти иконостасы никогда не вдохновляли.
……..
Это дело вкуса и эстетики…
Меня они радовали больше всего (иконостасы).
Бабушки и большинство охранников, не то, что в АРМ (компьютере) работать не могут, – они с трудом, кое как осваивают кнопки панели и шаги меню панели С2000.
Да, что там бабушки, я несколько лет возил с собой шпаргалку, как смотреть, сбрасывать тревоги, события в панели.
Хотя очень часто работал с ними (обслуживал).
Мои коллеги по ТО и ППР, имея дома компьютеры (в них играют их дети) за ТРИ года, так и не научились письмо написать в Ворде, войти в Интернет (лень).

А Вы им АРМ…
Это уже не каждому по силам из обслуги…
И будет система формально обслуживаться…
И охрана, бабушки ничего не узнают про АРМ.

Формализованные сигналы о событиях на дисплее С2000М я за полноценную индикацию не воспринимаю (по одной простой причине – не может одновременно показать несколько событий).
.
Я был всегда в шоке, когда при любом чихе в зоне, в панели С2000 событий (служебных, состояние клапанов, вентиляторов, лифтов, и т.п.) было с десяток…
Так надо ещё перевести эти адреса 02 01, 02 02, 02 14, 01 46, 02 57, 02 97, 02 113, 01 56, 01 57, 01 58, 01 59 в понятия, понятные…

Это реальная инструкция для дежурного (4 листа) с моего обекта, где нам досталась наладка:
56, 01 57, 01 58, 01 59 – запуск системы дымоудаления и вентиляции
02 113 кнопка 1 этаж
02 01, – открыт кран 1 этаж
02 02 – открыт кран 2 этаж
02 14, – ПОЖАР -1 этаж

А вот ТАБЛО!
Оно должно быть с лампочками))))
И они должны гореть…как то, каким то…
Их подписать и 3 классами образования можно.
И без налаженного табло не сдашь…
И видно, заказчику, где, что не работает…

Ссылка на основную публикацию