Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Вентиляция овощной и смотровой ям в гараже своими руками

Для чего нужна вентиляция в яме гаража

Гаражное помещение, как и любое другое, требует тщательного ухода, обустройства, соблюдения микроклиматического баланса. Одна из главных составляющих в данном аспекте – качественное проветривание, способствующее нормализации параметров воздушной среды. Кроме непосредственно места содержания автомобиля, необходима вентиляция в яме гаража, которая включена в общий воздухообмен гаражного пространства.

Назначение ямы в гараже

Гаражное строение среднестатистического городского жителя часто оборудуется так называемой овощной ямой. Главное и единственное ее назначение – хранение сезонного урожая овощей, консервированных и других продуктов питания. Погреб внутри оборудуется стеллажами, полками, коробами для удобного хранения собранных овощных культур.

Внутри погребного помещения необходимо поддерживать определенную температуру, влажностный показатель, которые не должны выходить за пределы нормы. Это негативно скажется на сроке хранения овощей: при избытке влаги они сгниют раньше срока, при сильном холодном притоке – высохнут.

Вентиляция позволяет овощной яме выполнять ее основную функцию – хранение овощей от осени до весны.

Кроме того под гаражом часто размещается смотровая яма. Предназначена для ремонтных, технических работ, которые необходимо производить непосредственно под машиной.

Не смотря на малые размеры, смотровой отсек также нуждается в постоянном проветривании, просушивании, потому что внутрь часто могут попадать влага с автомобиля, скапливаться конденсат. Со временем это приведет к разрушению стен ямы, она станет непригодной.

Вентиляционные системы гаражного строения, овощной и смотровой ям могут быть как автономными, так и взаимодействовать в определенной степени.

Преимущества вентиляции

Правильно организованная вентиляционная система погреба и смотрового отсека влечет за собой положительные последствия:

  • нормализуется температурный фон. Для овощного хранилища это означает долгую сохранность продуктов питания, постоянный воздухообмен при сохранении необходимых показателей температуры, которая не опускается ниже ноля даже в сильные морозы;
  • в норме держится количество влаги в воздухе. Это отражается на всех отделениях гаража, а также на качестве содержания автомобиля. При взаимодействии с влагой, металлические поверхности гаража, инструментов, кузова автомобиля корродируют, приходят в негодность. Кроме того, овощи пропадают задолго до весны, постепенно разрушается конструкция смотровой ямы;
  • сухой воздух предотвращает появление плесени, грибка, которые опасны не только для овощных культур, но даже для бетонных, кирпичных элементов строения, смотрового отделения;
  • токсичные испарения технических жидкостей, лако-красочных материалов, жидкого топлива, машинного масла и т.д. благодаря налаженному воздухообмену не скапливаются внутри помещения, не попадают внутрь погреба, смотровой ямы. Ведь, достигая определенной концентрации, они способны нанести вред здоровью человека, легко воспламеняемы.

Виды вентилирования

Вентиляция в яме организовывается по тем же законам аэродинамики, что и во всех других случаях. В соответствии с этим она может быть естественной и механической (принудительной).

Наиболее часто используется естественный способ воздухообмена, так как он наиболее приемлем по соотношению цена-качество. Циркуляция происходит благодаря разнице в давлении холодного и теплого воздушных потоков, когда свежий приток вытесняет теплый отработанный воздух. Чем больше разница в давлении, тем сильнее тяга и соответственно циркуляция происходит интенсивнее.

В летнее время вентиляция погреба ухудшается из-за незначительной разницы температур внешнего и внутреннего воздуха. в данном случае следует предусмотреть систему с принудительным побуждением движения воздушных масс.

Для смотровой ямы в гараже устанавливается естественное вентилирование и этого достаточно для просушки небольшого отсека.

Принудительная вентсистема устанавливается реже. Предполагает использование механических средств побуждения. Размещаются небольшие вентиляторы (часто осевые) внутри вентиляционного проема перед вытяжной или приточной трубой. Для этого требуется подведение электрического питания. Могут оснащаться таймерами для самостоятельного включения, выключения.

Принудительной вентсистемой может оборудоваться овощное хранилище, если в этом есть необходимость. Смотровую яму нецелесообразно оснащать механическим вентилированием, если для этого нет причин.

Популярным способом проветривания является комбинированная система, при которой механикой оснащается вытяжка гаража или погреба, а приток при этом функционирует естественно. Вентилятор, вытягивая отработанный воздух, создает зону разреженного давления и свежий поток проникает внутрь помещения гораздо быстрее.

Правильная вентиляция в гараже

Обеспечивается двумя способами: естественным и комбинированным. Рассмотрим кратко, каким образом они организовываются непосредственно для гаражного помещения.

Естественное проветривание происходит по приточным и вытяжным каналам. Притоки могут размещаться:

  • внутри гаражных ворот внизу;
  • внизу стены по обе стороны от ворот;
  • через специально вмонтированный приточный канал внизу постройки.

Вытяжной поток удаляется при помощи:

  • вентиляционной трубы, размещенной под потолком;
  • вентиляционных проемов, расположенных вверху противоположной от входа стены.

Принудительное вентилирование чаще бывает вытяжным. Вентилятор устанавливается в вытяжном отверстии. Эффективный способ, который используется при недостаточной эффективности естественной циркуляции воздушных масс. Приточный вентилятор для гаража устанавливается реже, при существующей на то необходимости.

Вентиляция в овощной яме гаража

Проветривание овощного хранилища необходимо круглогодично. Внутри погреба при недостаточном воздухообмене собирается конденсат. Это отрицательно сказывается как на урожае, так и на воздушной среде всего гаражного помещения. Избыточная влага непременно будет попадать к месту стоянки автомобиля, провоцируя окислительные реакции металла.

Естественная вентиляция в овощной яме в гараже функционирует при помощи вытяжной и приточной труб. Они устанавливаются в противоположных по диагонали углах. Приток низко возле пола, вытяжка – у самого потолка для эффективного захвата теплого застоявшегося воздуха.

Как правило, двух вентиляционных каналов достаточно, чтобы наладилась постоянная циркуляция воздушных потоков. Лучше всего вентиляцию обустраивать еще на стадии закладывания фундамента постройки. Но даже для готового строения есть варианты обустройства вентсистемы овощной ямы.

В летнее время тяга ухудшается или пропадает совсем. В таком случае целесообразно установить вытяжной вентилятор. Механическая вентиляция в овощной яме в гараже будет исправно удалять влажный отработанный воздух независимо от времени года, направления ветра и т.д.

Вентилирование овощного хранилища рекомендуется делать автономным от вентсистемы гаражного строения. Вытягивающая труба из погреба проходит внутри помещения через крышу или снаружи вдоль стены. Приток также монтируется зачастую отдельно.

Вентиляция в смотровой яме гаража

Вентиляция в яме делается довольно просто. Схема проветривания и просушивания заключается в том, чтобы оставлять приточное и вытяжное отверстия по краям деревянного настила.

Смотровая яма накрывается деревянными досками. Чтобы просушить ее, необходимо открыть тот край, который находится у гаражных приточных отверстий. На противоположном конце, возле вытяжного канала также сделать просвет, только вдвое меньший, чем приточный. Таким образом усилится тяга и циркуляция воздушного потока будет проходить эффективнее.

Следует помнить, что оставлять автомобиль непосредственно над вытяжным проемом смотровой ямы нельзя, так как влажный удаляемый воздух вызовет ржавчину на кузове автомобиля.

Также вентилирование смотрового отсека может происходить совместно с овощным. В таком случае они объединяются общим горизонтальным каналом, по которому приточный воздухопоток попадает внутрь погреба через смотровую яму.

Оборудование

Для вентиляционных каналов гаражных ям рекомендуется использовать асбестоцементные или пластиковые водопроводные трубы. Каналы из оцинкованной стали будут дороже по стоимости и со временем все равно покроются ржавчиной.

Пластиковые воздуховоды практичны, устойчивы к воздействию большого количества влаги, легко монтируются и при необходимости заменяются. К тому же комплектуются различными переходниками, тройниками, коленами и другими необходимыми элементами, всегда доступными в продаже.

Вентиляционные выходы закрываются решетками, мелкими жалюзи, чтобы внутрь каналов не могли попасть птицы (для обогрева зимой), мелкие грызуны.

Механическое вентилирование производится с помощью вентиляторов. Для гаража, погреба приобретаются недорогие осевые механизмы, которые устанавливаются внутри вытяжного, приточного проемов. При этом обеспечивают необходимый воздухообмен для гаражного строения.

Могут использоваться канальные вентиляторы, которые монтируются внутри вытяжных труб. Целесообразно применять для габаритных гаражных строений в два этажа, так как они обладают большей производительной мощностью, чем осевые механизмы.

На оголовках вытяжных, приточных труб монтируются зонты для предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков. Для усиления тяги можно установить на притоках диффузоры. Турбодефлекторы монтируются на вытяжных трубах, также, как и диффузоры, усиливают тягу за счет силы ветра, который создает внутри разреженное давление. Небольшая лампочка накаливания, размещенная в вытяжном вентиляционном канале, также повысит вытягивающую силу за счет прогревания воздуха внутри.

Рекомендации

Критерии установки элементов вентиляционной системы одинаковы для всех отделений гаража. Кратко перечислим основные из них:

  • вытягивающая труба устанавливается под потолком в противоположном по диагонали углу от притока;
  • вход притока размещается на 15-20 см выше пола, обязательно закрывается металлической мелкоячеистой решеткой для защиты от грызунов;
  • диаметр вентиляционных труб рассчитывается заранее, исходя из объема помещения, условий, месторасположения и т.д.;
  • вытягивающая труба – равна или меньше по диаметру, но не больше приточной;
  • для усиления тяги можно использовать механические средства, диффузоры, турбодефлекторы и т.д.;
  • выход вытяжки размещается на расстоянии не менее 3 м от приточного входа (для эффективной тяги);
  • приточный вход размещается над землей на уровне 50 см;
  • зимой необходимо утеплить вытяжку, чтобы внутри не скапливался иней, наледь;
  • зимой следует следить, чтобы вентиляционные трубы всегда оставались свободными от снега, инея;
  • отдельное расположение вентиляционных систем гаражного строения и подвальных помещений.

Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема

Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.

В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена

Воздухообмен непосредственно в помещении гаража

Обязательным конструктивным элементом гаража является смотровая яма или подвал. Поэтому при строительстве и оборудовании объекта нужно продумать вентиляцию не только для надземной постройки, но и для пространства, которое будет углублено в землю.

И если вентиляцию самого гаража обустроить достаточно легко, то создать систему эффективной циркуляции воздуха для смотровой ямы или подвала будет сложнее. Для надземной постройки достаточно простой приточно-вытяжной системы воздухообмена естественного типа. Такая вентиляция монтируется с помощью вентиляционных труб, которые располагаются на разной высоте. Приточная линия размещается ниже, а вытяжная выше. За счёт разницы температур в помещении и на улице будет создаваться дисбаланс давления, который поспособствует движению воздушных масс. Дополнительными элементами для такой вентиляции будут решётки, дефлекторы и заглушки.

Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.

Для улучшения параметров микроклимата гаражного помещения естественную вентиляцию можно дополнить принудительной. Для этого необходимо смонтировать вентиляторы, которые позволят искусственно нагнетать воздух (подавать или выводить) в случае возникновения такой необходимости.

Вентиляция смотровой ямы и подвала: общая информация

Для создания эффективной системы проветривания не только надземного помещения, но и смотровой ямы с подвалом потребуется использовать более сложную систему. Здесь можно применить два принципа:

  • монтаж вентиляции для смотровой ямы и подвала, которая будет являться частью системы воздухообмена всего строения;
  • для углублённых в землю помещений будет монтироваться отдельная система, не связанная с общей вентиляцией (является более эффективной).

Что произойдет, если не обустроить систему проветривания на «низких» участках гаражной постройки:

  1. Коррозия днища автомобиля из-за скапливающейся влаги в смотровой яме и образующегося конденсата.
  2. Порча продуктов питания и других предметов.
  3. Образование грибка и плесени.
  4. Ускорение износа конструктивных элементов постройки.
  5. Скапливание токсичных газов в смотровой яме.

Задачи, которые решает вентиляция смотровой ямы в гараже:

  1. Обеспечение поступления свежего воздуха.
  2. Регулирование температурного режима.
  3. Выведение излишков влаги, предотвращение образования конденсата, плесени.
  4. Удаление испарений топлива, выхлопных газов.

Факторы, которые учитываются при планировании и расчёте вентиляции:

  • размерные характеристики постройки и помещений (площади, высота);
  • назначение помещений — стоянка автомобиля, ремонтные работы, хранение продуктов питания, оборудования;
  • временные характеристики — планируемая частота нахождения в гараже транспортного средства, людей, сложность и частота ремонтных работ.

Потоки воздуха в гараже

Устройство и схема вентиляции

Самый простой способ обустройства вентиляции гаража с ямой и подвалом — проделывание небольших отверстий в стене строения. Их обязательно нужно прикрыть решёткой для защиты от проникновения грызунов и других животных. Такая система практически не требует финансовых и временных затрат. При этом она малоэффективна, особенно это касается пространства, находящегося ниже уровня земли.

Стандартная приточно-вытяжная система для надземной постройки гаража не сможет обеспечить необходимых условий для ямы и погреба.

Самым эффективным способом является приточно-вытяжная вентиляция автономного типа, которая делается в дополнение к имеющемуся воздухообмену для надземной постройки.

Схема приточно-вытяжной вентиляции естественного типа для подвала или смотровой ямы гаража:

  1. Трубы притока и вытяжки должны располагаться в противоположных углах.
  2. Приточная труба должна заканчиваться на уровне 20—30 см от пола.
  3. Труба вытяжки размещается максимально близко к потолку (для смотровой ямы к крышке).
  4. Трубы рекомендуется устанавливать максимально горизонтально.
  5. Внешний конец трубы вытяжки должен возвышаться над верхней точкой кровли гаража на расстоянии не менее 50 см.
  6. Верхнее окончание трубы притока размещается на 5—15 см выше уровня земли. Зимой важно обеспечивать очистку приточного отверстия от снега. Увеличивать высоту не рекомендуется, так как это снижает мощность циркуляции.
  7. Для повышения эффективности циркуляции воздуха на трубы устанавливаются дефлекторы. В любом случае трубы нужно защитить от попадания осадков и грязи колпаком.
  8. Труба притока дополняется решёткой для защиты от насекомых, грызунов и других животных.
  9. На трубах в помещении можно предусмотреть заглушки, которые позволят ограничить или прекратить циркуляцию в случае необходимости.
  10. В местностях с холодной зимой трубы необходимо утеплить, чтобы предотвратить промерзание.

К сожалению, естественная система вентиляции имеет один минус — при выравнив

Схема вытяжки воздуха из гаража

Расчёт параметров системы воздухообмена

Согласно документам, регламентирующим систему вентиляции гаража (СНиП 41—01—2003) в такое строение стандартной площади —для одного автомобиля, со смотровой ямой или подвалом — должно поступать не меньше 180—200 кубических литров воздуха каждые 60 минут.

Для обустройства эффективной и полезной системы вентиляции необходимо выполнить точные расчёты нескольких ключевых параметров:

  1. Диаметр вентиляционных каналов (труб).
  2. Длина прокладки каналов.
  3. Способ прокладки каналов — наружный или внутренний.
  4. Необходимость утепления каналов и конструктивных элементов.
  5. Необходимая мощность вентиляторов (если система принудительная).

При простом определении диаметра труб используется следующее соотношение — на каждый квадратный метр площади помещения нужно 15 мм диаметра.

Монтаж вентиляции смотровой ямы

Перед началом обустройства системы воздухообмена выполняются подготовительные мероприятия:

  • разработка проекта и схемы с точной разметкой, размерными характеристиками;
  • расчёт количества необходимых материалов, закупка наименований в нужном количестве;
  • подготовка инструмента и помещений для проведения работ (освобождение от посторонних предметов рабочего пространства).

Материалы, необходимые для обустройства конструкции проветривания «углублённых» помещений гаража:

  1. Пластиковые трубы диаметром от 50 до 160 мм. Длина определяется исходя из высоты помещения и расстояния до точки выхода наружу.
  2. Фитинги — муфты, обводы, угольники, заглушка.
  3. Крепёжные материалы (хомуты, саморезы, дюбель-гвозди и др.).
  4. Решётка.
  5. Дефлектор.
  6. Заглушки или другие устройства для перекрытия труб.

Последовательность действий при монтаже вентиляции в яме или подвале:

  • В полу, стенах и потолке (в зависимости от запланированных мест на схеме) отмечаются места, где нужно сделать отверстия. С помощью перфоратора проделываются отверстия в этих точках. Важно аккуратно рассчитать размеры, чтобы отверстия позволяли протянуть через них трубы выбранного диаметра. В то же время отверстия не должны быть слишком большими, т. к. это затруднит их последующее аккуратное заделывание и увеличит расход материалов.
  • Последовательно прокладываются трубы приточной и вытяжной линий с их закреплением с помощью крепёжных материалов. Здесь важно соблюсти размерные параметры расположения труб, которые позволят создать нужную тягу.
  • После прокладки труб монтируются дополнительные элементы (решётки, дефлекторы).
  • Проверяется работоспособность системы.
  • Герметизируются стыки между трубами и стенами (потолком, полом). При необходимости открытые участки труб утепляются.

Если планируется монтаж вентилятора, стоит понимать, что принудительная система должна сохранять возможности естественной вентиляции.

Вентилятор — прибор, который может сломаться или отключиться при отсутствии электричества. В отключённом состоянии через него может проходить ограниченное количество воздуха.

В таком случае потребуется использовать естественное поступление. В связи с этим нужно прокладывать две линии проветривания параллельно или предусмотреть в месте установки вентилятора возможность прохождения воздуха (отверстие делается большего диаметра или разветвляется с помощью фитингов). Эта проблема не является критической, т. к. вентилятор можно просто демонтировать.

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками: 52 фото и полезные схемы

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.

Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:
  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.
Минусы:
  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

  • фильтра;
  • вентилятора;
  • калорифера.
Как это работает

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

Плюсы:
  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.
Минусы:
  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.

Как это работает

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

Плюсы:
  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.
Минусы:
  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная

Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.

Как это работает

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

Плюсы:
  • недорого и просто
Минусы:
  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.

Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.

Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.

Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.

Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.

Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.

Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.

Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.

Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.

Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.

Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.

При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Заключение

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже

Воздушная среда гаражного помещения насыщается испарениями хранящихся жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения: выхлопные газы автомобиля, влага, выделения от сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает проблему — снижает уровень влажности и удаляет вредные пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.

  • 1 Типовая схема естественного вентилирования
  • 2 Воздухообмен в смотровой яме
  • 3 Организуем вентиляцию гаражного погреба
  • 4 О принудительной вытяжке
  • 5 Печной дымоход как элемент вентсистемы
  • 6 Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов
  • 7 Заключение

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

Схема движения потоков в плане

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).

Ставить переточную трубу из смотрового приямка в овощной погреб не допускается, туда нужно подавать только свежий воздух

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.

Печной дымоход при открытом регуляторе тяги способен удалить достаточное количество воздуха

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.

Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:

  1. Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт 3.17 гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
  2. Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
  3. Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК 1.10.12.001-02. Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.

Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.

Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:

  1. Согласно МГСН 5.01-01 умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
  2. Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
  3. Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.

Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.

Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:

  • F – сечение канала в метрах квадратных;
  • L – объем притока (расход), м³/ч;
  • ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.

Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = 0.045 м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø150 мм.

Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает 0.053 кв. м., а ее живое сечение составляет всего 0.02 квадрата

Цифра 0.045 м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника 0.045 х 2 = 0.09 м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.

Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = 0.008 м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа вентиляции в гараже и проходе трубы сквозь перекрытие смотрите в видеосюжете:

Заключение

Примеры расположения приточных и отводящих вентканалов внутри помещения не являются аксиомой. Хорошенько продумайте вентиляцию своего гаража и поставьте трубы в удобных местах, чтобы свести к минимуму число поворотов. Важно соблюсти условие: приток направляется в нижнюю зону помещения, а вытяжка организуется из верхней.

Ventkam.ru

Вентиляция и кондиционирование

Как сделать вентиляцию в овощной яме

Овощная яма предназначена для хранения овощей и фруктов. Ее не сложно построить своими руками. Важными критериями для сбережения урожая является сухость и хороший воздухообмен. Создавая условия для хорошего микроклимата, необходимо опасаться резких перепадов температуры. Вентиляция в овощной яме поможет избежать неприятных запахов и спертого воздуха, а также плесневых грибков.

Естественная вентиляция в овощной яме

Овощную яму можно построить в гаражном помещении либо на улице. Если она расположена в гараже, то наверняка будет разделена перегородкой со смотровой ямой. Однако где бы она ни была построена, необходимо продумать систему вентиляции. Важным моментом является и материал, из которого она была обустроена. Это может быть:

  • древесина;
  • бетонные плиты;
  • кирпич.

Качественная естественная вентиляция овощных ям во многом зависит от утепления помещения.

Важно! В качестве материала для оформления овощной ямы не стоит использовать металл. В зимний период будет сложно добиться нужной температуры внутри помещения. А значит, в любом случае будут возникать коррозийные процессы.

Самым простым вариантом, если яма расположена на улице, может быть монтаж двух воздуховодов одинакового диаметра сечения. Они должны оборудоваться в противоположных углах. Вентканал на приток воздуха монтируется на расстоянии 0,2 м от пола. Этот воздуховод будет проходить через потолочное перекрытие. Снаружи труба должна возвышаться над поверхностью земли как минимум на 0,2 м. Вытяжная труба монтируется под потолком в перекрытии. Она выводится наружу как можно выше от поверхности потолка.

Важно! На выбор той или иной вентиляционной системы влияет площадь овощной ямы.

Благодаря притоку и оттоку воздуха по вентканалам, будет осуществляться естественная циркуляция воздуха. Она основана на разнице давлений внутри и снаружи помещения. Если на улице зимой сильные морозы, то вентиляция перекрывается с помощью заслонок.

Единственным минусом естественного воздухообмена, является зависимость от погодных условий. В теплое время года воздух может застаиваться из-за отсутствия нормальной тяги. Еще одним важным моментом является защита вентиляционных труб от вредителей и осадков. В первом варианте можно использовать сетку, во втором специальный зонт из металла или пластика.

Принудительная вентиляция овощной ямы

В случае если овощная яма находится в гараже, стоит отдать предпочтение принудительному воздухообмену. Обустройство такой вентиляции предполагает монтаж не только воздуховодов, но и вентиляторов.

Важно! Минусом принудительной вентиляции, является ее зависимость от электричества.

Алгоритм устройства

  • Возле потолка ямы устанавливается воздуховод на выведение воздуха. Конец этой трубы должен находиться выше уровня крыши гаражного помещения на 0,5 м.
  • В самом низу овощной ямы на расстоянии 10 см от пола устанавливается приточный ветканал. Он выходит наружу на 0,25 см подсоединяется к колену под углом 90° и выводится через стену в нижней части здания на улицу.
  • При принудительной вентиляции эта схема усиливается вентиляторами. Производительность механических устройств должна соответствовать объему вентилируемого помещения.
  • Хорошим вариантом, может быть комбинирование естественной и принудительной систем воздухообмена. Для этого в вентканал предназначенный для выведения воздуха, монтируется вытяжной ве6нтилятор. Он создает воздушный вихрь, принудительно выгоняя воздушные потоки из овощной ямы. Следовательно, обеспечивая при этом приток свежего воздуха из приточного вентканала.

Важно! Принудительная вентиляция не зависит от времени года, она обеспечивает необходимую циркуляцию воздуха круглый год. Хорошим вариантом является автоматизация системы вентиляции, для этого необходимо приобрести контроллер. Включение и выключение вентиляторов будет происходить согласно заданным параметрам.

Технические особенности вентиляционных каналов

При проектировании вентиляции необходимо определиться из какого материала устанавливать вентиляционную трубу. Это могут быть:

  • металлические трубы;
  • трубы из ПВХ;
  • асбестовые трубы.

Варианты металлических вентканалов разнообразны. Это может быть – нержавеющая сталь, оцинкованная сталь, алюминий.

Каналы из нержавейки

Трубы из нержавеющей стали хорошо переносят перепады температур, не подвергаются коррозии, прочные, пожароустойчивые. Поэтому, монтируя такой воздуховод, можно обезопасить вентиляционную систему от разрастания в ней грибков и плесени.

Оцинкованные трубы

Воздуховоды из оцинкованной стали выдерживают температуру до +85 С°, устойчивы к умеренной влажности воздуха – до 60%. Относительно легкие по весу, поэтому при монтаже вентканала не требуется дополнительных усилий. Их часто устанавливают в сухих помещениях при оборудовании вентиляции.

Алюминиевые трубы

Они бывают полужесткие и гибкие. Они изготавливаются из алюминиевой фольги, толщина которой 0,08-012 мм. Они могут легко поддаваться изгибам. Теплоустойчивы, выдерживают + 135 С° гибкие, а жесткие воздуховоды могут выдержать температуру до + 300 С°. Полужесткие воздуховоды по всем характеристикам можно устанавливать на улице.

Асбестовые воздуховоды

Асбестоцементная труба может достигать 5 м в длину. Диаметр сечения в диапазоне от 100 до 500 мм. Их классифицируют на напорные и безнапорные. Трубы могут выдерживать температуру + 300 С°. В них впитывается конденсат. Такие воздуховоды не подвержены коррозии, но они очень хрупкие. Есть версия, что асбест вреден для здоровья (директива 1999/77/ЕС по запрету использования асбеста).

Трубы из ПВХ

Вентканалы из ПВХ часто применяют для обустройства вентиляции в жилых и хозяйственных помещениях. Трубы выдерживают температуру – 30 С° до +70 С°. Гладкая внутренняя поверхность внутренней части создает низкое динамическое сопротивление при прохождении воздушных потоков. Трубы устойчивы к влаге. Ассортимент диаметров сечения и длины воздуховодов очень широкий.

Конденсат: причины и следствия

Как сделать вентиляцию в овощной яме, чтобы в демисезонные периоды в помещение не возникал конденсат. Ведь, из-за его образования могут разрушаться не только воздуховоды, но и обрушаться намокшие стены овощной ямы. Чтобы обезопасить себя, необходимо утеплить вентиляционную трубу. В идеале по всей длине. Если это невозможно, теплоизоляция выполняется только на участке от потолочного перекрытия и до зонта, оборудованного в конце воздуховода. При правильном утеплении, срок эксплуатации вентканала увеличится, плюс произойдет и удаление конденсата.

Не стоит забывать и об утеплении стен овощной ямы, ведь этот фактор также препятствует образованию конденсата. Это можно сделать с помощью пенополиуретана. Он помогает добиться полной герметизации ямы. Он представляет собой вспененную консистенцию. При попадании на поверхность застывает. Не образует швов и стыков, сохраняет свои свойства до 50 лет.

Правильная вентиляция, способствует сохранности овощей в осенне-весенний период. Чтобы воздухообмен осуществлялся как положено, необходимо знать, что его кратность в гараже и других хозяйственных постройках должна соответствовать нормам СНиП и равняться 180 м3/ за 1 час.

Чтобы рассчитать диаметр воздуховодов, необходимо использовать формулу:

n – кратность воздухообмена данного помещения

V – объем овощной ямы, выражается в м3.

L – расход воздуха.

После всех выполненных работ стоит протестировать систему вентиляции – проверить тягу с помощью куска бумаги.

Вентиляция овощной ямы в гараже: организация воздухообмена в гаражном овощехранилище

Мало вырастить урожай на даче или приусадебном участке в деревне, его еще нужно как-то сохранить до весны. И практически единственно верный вариант здесь – это личное овощехранилище. Причем нередко подобный погреб обустраивается в гараже под смотровой ямой. Так и дешевле выходит, и все в одном месте оказывается, и температура внутри не опускается ниже нуля.

Но согласитесь, если выкопать котлован под гаражным строением и ссыпать туда картошку с морковкой, то овощи не дотянут даже до зимы. Из-за избыточной влаги они просто сгниют. Лишь правильно оборудованная вентиляция в овощной яме в гараже является гарантией сохранности припасов.

Мы расскажем, как грамотно обустроить хранилище для урожая под гаражом безукоризненно действующей системой вентилирования. В представленной нами статье детально изложены все нюансы и правила. Наши советы помогут самостоятельным домашним умельцам достичь отличного результата.

Насколько нужна овощной яме вентиляция

Классическое овощехранилище под частным гаражом (боксом) представляет собой помещение шириной/длиной в 2–2,5 метра и высотой до 2-х метров. Спуск в него обычно устраивается из смотровой ямы с помощью лестницы.

В результате погреб для овощей и банок с соленьями оказывается заведомо ниже уровня промерзания грунта, что гарантирует сохранение температуры в нем выше нуля даже в зимний период.

Вентиляция в гаражном овощехранилище обустраивается, чтобы:

  • удерживать температуру воздуха в яме на уровне от 1 до +10 0 С в течение всего года;
  • удалять избыточную влагу и углекислый газ с этиленом из погреба;
  • обеспечивать постоянный воздухообмен с притоком внутрь чистого уличного воздуха.

При хранении овощи «дышат» и продолжают созревать либо постепенно начинают загнивать. В результате этих процессов постоянно выделяется тепло и влага. И если их не отводить из овощехранилища, то влажность внутри достигнет 95–100%, а температура поднимется выше 10–15 0 С. А в итоге это приводит к выпадению конденсата и развитию гнили с последующей потерей урожая.

В идеале в овощной яме под гаражом должны обеспечиваться следующие условия:

  • температура – плюс 1–5 0 С;
  • влажность – 85–90%;
  • воздухообмен – 1 раз/час (порядка 50–100 м 3 /тонну овощей*час);
  • свет – затемнение с отсутствием прямых солнечных лучей, освещение включается только при нахождении в погребе людей.

Добиться в реальности указанных показателей можно лишь при устройстве в овощной яме под гаражом системы вентиляции с принудительным побуждением воздуха. Причем в ее состав придется включать автоматику для стабильного поддержания микроклимата.

Обойдется такой вариант вентилирования в несколько сотен тысяч рублей. Тратить подобные суммы совершенно невыгодно. Поэтому чаще всего вентиляцию в гаражном овощехранилище выстраивают обычную естественную схему из пары труб.

Проектирование вентиляционной системы

Вентиляция в гаражном овощехранилище может быть естественной и принудительной. Первый вариант дешевле, а второй более эффективный. Еще один нюанс – во втором случае гараж в обязательном порядке должен быть электрифицирован, вентилятор для нагнетания воздуха работает от электросети.

Если все делать по СНиПам, то при подготовке проекта системы вентиляции в овощной яме необходимо учесть:

  1. Зимние и летние температурные показатели для региона.
  2. Уровень грунтовых вод и уровень промерзания грунта.
  3. Наличие рядом с гаражным строением подземных коммуникаций (особенно теплотрасс и водопроводов).
  4. Виды овощей и корнеплодов, которые предполагается хранить в погребе.
  5. Объем засыпаемых на хранение припасов и кубатуру хранилища.
  6. Наличие/отсутствие утепления и бетонного пола в яме.

Чтобы картофель, капуста в вилках, морковь, редька и свекла сохранились в овощехранилище как можно дольше, их следует держать в разных отсеках, по возможности с разным микроклиматом.

Но в небольшом личном гараже создать подобные условия невозможно в силу ограниченности имеющегося пространства. Поэтому в рассматриваемом случае обычно организовывают естественное вентилирование. Оно дешевле, проще в монтаже своими руками и не требует электроэнергии.

При организации вентиляции в овощехранилище под гаражом следует учитывать следующие моменты:

  1. Воздух из гаража с выхлопами от машины не должен попадать в овощную яму.
  2. Воздух из погреба, насыщенный влагой от овощей, не должен попадать в смотровую яму и подниматься под автомобиль.
  3. Принудительная система вентилирования нуждается в электричестве и постоянном присмотре.
  4. Система с естественным воздухообменом летом в жару практически прекращает работу, а зимой в сильные морозы (если приток не перекрыть) может выморозить погреб.

Овощная яма – это постоянный источник влаги. Но спуск в нее в частном гараже обычно организован через яму смотровую.

Если между двумя этими помещениями отсутствует максимально герметичная дверь, то влажный воздух снизу от овощей будет подниматься под днище машины. В результате уже автомобиль от такого микроклимата начнет ржаветь и гнить.

Холодный воздух спускается к полу, а теплый поднимается под потолок. Это чистая физика. И чем выше разность температур, тем быстрее происходит подобная циркуляция воздушных масс.

Если приточную трубу с улицы подвести к полу овощной ямы, а вытяжную наружу смонтировать под потолком или соединить ее с общей вытяжкой гаража, то в такой системе воздуховодов образуется естественная тяга.

И если вентиляционные каналы рассчитаны правильно, то воздухообмен окажется более чем достаточным, чтобы отвести лишне тепло с влагой из овощехранилища на улицу.

При сужении труб притока и вытяжки кратность обмена воздуха в погребе гаража окажется низкой. А если установить их излишне широкими, то циркуляция выйдет избыточной. В первом случае в яме будет слишком тепло и влажно, а во втором овощехранилище по зиме может промерзнуть.

Оптимальный вариант диаметра воздуховода для естественной системы вентиляции в гаражном погребе площадью 3–6 м 2 – 100–150 мм.

Выбор труб для воздуховодов в гараже

Для организации естественной вентиляции в самом гаражном боксе достаточно соорудить в нем один вентканал на вытяжку через крышу строения. Приток воздуха в этом случае будет осуществляться через открытую дверь и продухи по обе ее стороны внизу в стене.

Для устройства вентилирования овощехранилища в гараже применяют следующие виды воздуховодов:

  • пластиковые (ПВХ или полиэтилен);
  • железные оцинкованные;
  • асбестовые;
  • алюминиевые.

Дешевле всего обойдется асбестовый и из ПВХ вариант. При этом если первый негорючий, то второй не впитывает влагу. Металлические трубы стоят дороже, но более прочные и спокойней переносят морозы.

Борьба с конденсатом и наледью

Полностью избавиться от постоянно образующейся влаги в овощехранилище невозможно. Она в яме исходит от овощей, земли под ногами и конденсата со стен. При этом и излишне сушить воздух в погребе также не рекомендуется. Это вредно для хранимых припасов.

При попадании в холодный погреб теплого воздуха на стенах и всем находящемся в овощехранилища моментально выпадает конденсат. Если вытяжка работает плохо, то последний останется внутри и поспособствует развитию плесени на овощах. А при резком похолодании он моментально превратится в лед, что также малоприятно.

Чем шире вентиляционные трубы, тем сильней происходит воздухообмен. Однако это хорошо летом, но совершенно лишнее зимой. В зимний период приток воздуха наоборот требуется максимально снизить, чтобы излишне не понижать внутри температуру.

Чтобы обеспечить себе максимум контроля над происходящим в овощной яме, следует предусмотреть:

  • регулировочную задвижку на приточной трубе;
  • возможность полного перекрытия притока и вытяжки воздуха на случай сильных морозов;
  • утепление обоих воздуховодов;
  • возможность установки вытяжного электрического вентилятора для принудительной просушки погреба.

Также при наличии в подвале освещения, конденсат может привести к короткому замыканию. Поэтому чем лучше утеплена сама овощная яма, гараж над нею и трубу вентиляции, тем лучше.

Монтаж вентиляции в овощехранилище

Перед тем как начать делать вентиляцию в овощной яме гаража, следует все рассчитать и заранее приготовить все необходимые материалы. Также не следует пренебрегать составлением маломальского плана помещения с указанием точек расположения воздуховодов.

Вроде бы, надо сделать всего пару вентиляционных каналов. Но без предварительного чертежа, даже с их установкой можно что-нибудь намудрить.

Чтобы организовать в рассматриваемом помещении естественное вентилирование, потребуются трубы длиной 8–9 метров (3,5–4 м на приток и минимум 4 м на вытяжку). Это с учетом наличия смотровой ямы.

Если ее нет, то надо отталкиваться от глубины заложения погреба и высоты потолка гаражного бокса. Плюс нужны будут стакан для конденсата со сливным краном, металлические решетки на вентиляционные отверстия с улицы и колпак либо дефлектор.

Монтаж вентиляции в гараже и овощной яме производится следующим образом:

  1. В стене возле гаражной двери с отступом от земли в 20–30 см и через перекрытия вниз в погреб пробиваются отверстия для приточной трубы.
  2. В крыше гаража и потолке ямы делаются отверстия для вытяжки.
  3. Монтируются вентиляционные трубы (на вытяжке снизу устанавливается стакан-сборник для конденсата).
  4. На трубе притока воздуха ставится задвижка.
  5. При необходимости вентканалы утепляются устойчивым к влаге пенопластом или пеноплексом.
  6. Сверху на вытяжной трубе устанавливается колпак от дождя.

Чтобы через вентиляцию в овощехранилище не залезли грызуны, на отдушинах притока воздуха с улицы следует установить металлическую решетку. При этом расстояние от края вытяжной трубы до потолка овощной ямы не должно превышать 20 см, а приточная труба должна подниматься над ее полом максиму на 50 см.

Воздуховод притока в яме следует располагать так, чтобы поступающий уличный воздух не попадал на банки и овощи. Зимой он холодный и должен сначала слегка согреться.

Иначе общая температура в погребе будет на уровне +5 0 С, а локально возле вентиляционной трубы все замерзнет. По этой же причине этот вентканал следует отводить от стены минимум на 30–50 см, чтобы рядом с ним не нарастала шуба из инея.

С правилами и формулами расчета площади воздуховодов ознакомит следующая статья, которую мы рекомендуем самостоятельным домашним умельцам.

Выводы и полезное видео по теме

Вентиляция в овощехранилище под гаражом:

Как сделать вентиляцию в овощной яме:

У хозяев, решающих, как лучше устроить вентиляцию в гаражной овощной яме, в распоряжении только два варианта. Можно сделать принудительную систему с вентилятором либо организовать воздухообмен с естественной циркуляцией воздуха. Первый способ энергозависим и дорог, но и эффективен в любую погоду.

В подавляющем большинстве случаев используется как раз второй. Пары труб на приток и вытяжку, разнесенных в погребе по диагонали в разные его углы, обычно вполне достаточно, чтобы обеспечить в рассматриваемом помещении требуемый уровень воздухообмена.

У вас остались вопросы по теме или есть свои комментарии по тому, как следует правильно делать вентиляцию в овощехранилище в гараже – пишите ниже. Мы обязательно поможем вам разобраться во всех нюансах организации вентиляции в овощном погребе.

Вентиляция смотровой ямы

Многие автолюбители предпочитают сделать в своем гараже смотровую яму. Это позволяет с комфортом проводить регулярный осмотр, диагностику, а при необходимости и ремонт машины. Однако важно позаботиться о надежности, безопасности такого помещения. Нужна качественная вентиляция смотровой ямы в гараже. Сегодня мы рассмотрим ее предназначение, выясним, какие есть типы вентиляционных систем, чем они друг от друга отличаются. В конечном итоге нужно выбрать наиболее подходящий вариант.

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.

Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.

Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.

Особенности системы вентилирования в гараже

Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.

При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.

Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.

Порядок действий: что важно учесть

Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.

Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.

  • Площадь помещения.
  • Высота гаража.
  • Количество автомобилей.

Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.

Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.

Оптимальный диаметр вентиляционных труб

Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.

Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.

Создаем воздухообмен в гараже

Мы уже выяснили, что плохая вентиляция – это реальная угроза для автомобиля, самого гаража, а также для здоровья автолюбителя. Поэтому крайне важно сделать систему результативной. Рассмотрим важные моменты.

  • Тяга в вытяжке должна быть хорошей. Поэтому вытяжное отверстие размещают в наиболее высокой точке гаража.
  • Труба должна иметь максимальную высоту. Надо оставлять минимум три метра расстояния до точки входа холодного потока воздуха через приточную трубу.
  • Нужно обязательно защитить выходную трубу от попадания влаги. Делается специальный грибок, чтобы дождь не попал внутрь.
  • Принимайте во внимание, какое направление ветра обычно бывает. Вытяжку направляют в сторону ветра.

Элементарная приточная система может состоять из обычного отверстия с решеткой в нижней части гаражных ворот.

Делаем вентиляцию в яме

Остановимся на алгоритме работы для проведения вентиляции непосредственно в смотровую яму.

  • Ремонтную яму нужно приоткрыть по краям, ближе к приточной трубе. Оставьте зазор примерно в 10-15 см шириной.
  • Между досками, которые закрывают яму, тоже стоит оставлять зазоры по 10 см.
  • Обязательно сделайте щель и напротив вытяжки.
  • Придерживайтесь следующего принципа: отверстия для притока воздуха должны быть в два раза больше, чем для вытяжки.

Обратите внимание! Машину не нужно ставить над той зоной, где у вас имеется зазор для оттока воздуха из смотровой ямы. Именно на этом участке среда наиболее агрессивная, влажная. От этого потока автомобиль надо беречь, иначе днище начнет подгнивать.

Обеспечиваем комфорт в погребе

Остановимся и на вентиляции погреба. Если он располагается в гаражном помещении, отдельно от смотровой ямы, там тоже должна быть своя вытяжка.

Приточную трубу опускают в погреб до уровня пола. Вытяжной воздуховод следует провести с потолка. Желательно сделать вытяжку с южной стороны, а приточную трубу – с северной. Если вы собираетесь держать в погребе урожай, соблюдайте расстояние в 70 см от вентиляционной трубы до зоны хранения.

Для эффективности вентиляции соблюдайте соотношение диаметров: вытяжка должна быть в два раза меньше приточного канала. Также надо помнить о разнице в три метра между высотами точек для выхода и притока воздуха. В таком случае даже естественное вентилирование будет обеспечено на хорошем уровне.

Видео: устройство эффективной вентиляции

Стоит посмотреть и хорошую инструкцию в формате видео. Здесь речь идет об устройстве вентиляционной системы для гаражного погреба. Принцип организации вентиляции в смотровой яме будет аналогичным.

Очень важно подобрать оптимальный вариант, чтобы постоянно поддерживался хороший воздухообмен. Многие гаражники отмечают, что лучше всего сделать комбинированную вентиляционную систему: она надежнее, эффективнее и привлекает универсальностью. При ней достойный результат гарантирован в любое время года.

Ссылка на основную публикацию