Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Тарифы на водоснабжение: показатели, расчеты и льготы

Расчет тарифа на водоснабжение и воду

Виды тарифов

Что мы делаем

ООО “Энерго Тарифный Холдинг” выполняет расчеты тарифов:

  • на питьевую воду;
  • техническую воду;
  • транспортировку воды;
  • на горячую воду (при открытой и закрытой системе теплоснабжения).

Как производится расчет тарифов на водоснабжение

Расчет тарифов производим следующими методами:

Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.

При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками. В составе тарифной заявки формируется производственная программа по водоснабжению.

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В случае, если для организации, оказывающей услуги по водоснабжению или транспортировке воды, тарифы на воду или транспортировку воды устанавливаются впервые (новая организация или услуги по водоснабжению/транспортировке воды ранее не оказывались), для расчета применяется Метод экономически обоснованных расходов (затрат). Его иногда называют «Метод НВВ» (НВВ – необходимая валовая выручка). Методика расчета тарифов на воду и транспортировку воды методом экономически обоснованных расходов (затрат) утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат), выполняемый нашими специалистами, включает следующие этапы:

Анализ схем сетей водоснабжения

Составляется спецификация к схемам сетей водоснабжения – информация по схеме расписывается по участкам между колодцами с указанием номеров колодцев, точек подключения абонентов, длин участков сетей, диаметров, количества пожарных гидрантов, количества запорной арматуры, установленной на сетях.

Генеральный план для расчета тарифов на воду

  • Сводная спецификация по сетям водоснабжения (PDF)
  • Фрагмент схемы сетей водоснабжения для составления спецификации (PDF)
  • Уточнение длин сетей по рабочей проектной документации (PDF)
  • Расчет количества запорной арматуры на сетях водоснабжения (PDF)

Формирование баланса водопотребления на период регулирования

Баланс водопотребления для расчета тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) формируется на основании заключенных с потребителями услуг договоров водоснабжения или договоров транспортировки воды.

Изучение технологического процесса водоснабжения

Изучение технологического процесса водоснабжения при формировании тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) включает:

  • изучение технологической схемы подъема, очистки и транспортировки воды; механических, химических и иных методов очистки и обеззараживания воды;
  • изучение используемых химических реагентов, реактивов, норм их расхода при очистке и обеззараживании воды;
  • изучение характеристик оборудования, используемого при подъеме, очистке и транспортировке воды;
  • изучение характеристик приборов учета поднятой воды, транспортируемой воды и приборов учета, установленных у потребителей.
  • Технологические процессы на ВЗУ (PDF)
  • Технологические решения на ВЗУ (PDF)
  • Технологическая схема ВЗУ (PDF)

Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования

Расчет расхода воды на технологические нужды, потерь воды при ее производстве и транспортировке в централизованной системе водоснабжения выполняется нашими специалистами на основании приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Формирование баланса водоснабжения

Баланс водоснабжения для расчета тарифов на воду формируется на период регулирования на основании рассчитанного объема водопотребления и рассчитанного нормативного расхода воды на технологические нужды и объема потерь воды при ее производстве и транспортировке.

Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение

Расчет нормативного расхода материалов по водоснабжению для учета их в тарифе на воду выполняется в соответствии с технологическим процессом и нормативами расхода материалов.

Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии

Расчет нормативного расхода электроэнергии для учета его в тарифе на воду выполняется на основании информации, полученной при изучении технологического процесса водоснабжения. Расход электроэнергии на технологические нужды по водоснабжению рассчитывается на период регулирования:

  • на основании характеристик установленного (на водозаборе, станциях очистки, станциях повышения давления воды) электрооборудования – тип, марка, мощность, количество;
  • часов работы установленного электрооборудования – рассчитываются с учетом объемов подъема, перекачки и очистки воды, производительности установленного оборудования, коэффициента спроса.

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда для включения их в тариф на воду выполняется на основании норм действующего законодательства РФ, штатного расписания, Положения по оплате труда, Коллективного договора, приказов на доплаты, совмещения и иных локальных актов регулируемой организации.

В соответствии с технологическим процессом, характеристиками и количеством установленного оборудования, протяженностью сетей производится расчет нормативной численности основных производственных рабочих и оперативного руководства по водоснабжению. Рассчитывается численность младшего обслуживающего персонала по содержанию объектов водоснабжения – уборщики производственных помещений, уборщики производственной территории. При наличии транспортных средств, спецтехники – выполняется расчет нормативной численности водителей, трактористов и машинистов.

Расчет расходов на амортизационные отчисления

Расходы на амортизационные отчисления для включения их в тариф на воду рассчитываются на основании инвентарных карточек (ОС-6), актов ввода в эксплуатацию (ОС-1, ОС-1а), норм амортизационных отчислений, первоначальной стоимости, сроков полезного использования и эксплуатации, данных о реконструкции и модернизации.

Расчет расходов на ремонт

Расходы на ремонт в тарифе на воду включают затраты:

  • на капитальный ремонт объектов водоснабжения подрядным способом и хозяйственным способом;
  • на текущий ремонт объектов водоснабжения подрядным способом;
  • на материалы для текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом для объектов водоснабжения.

Трубы для ремонтных работ

Задвижки для ремонтных работ

Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи

Расчет расходов на аренду объектов водоснабжения выполняется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Арендная плата, учитываемая в тарифе, включает:

  • амортизационные отчисления;
  • налог на имущество;
  • налог на землю (или арендные платежи за землю);
  • иные обязательные платежи собственника, связанные с владением имуществом, сдаваемым в аренду.

Расчет расходов на покупную продукцию

Расчет расходов на покупную продукцию производится в случае, если регулируемая организация покупает воду у другой ресурсоснабжающей организации или оплачивает услуги по очистке воды, или по транспортировке воды.

Расчет цеховых расходов

Расчет цеховых расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общепроизводственного назначения, непосредственно относящихся к виду деятельности по водоснабжению.

В цеховые затраты по водоснабжению включаются следующие виды расходов:

  • затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда цехового персонала;
  • затраты на электроэнергию по электрооборудованию цехового назначения;
  • затраты на амортизационные отчисления по основным средствам цехового назначения;
  • затраты на охрану труда;
  • затраты на обучение;
  • затраты на анализы воды;
  • затраты на техническое обслуживание объектов водоснабжения;
  • затраты на аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • затраты на хозяйственные товары для водозабора и/или станции очистки воды;
  • затраты на малоценные и быстро изнашиваемые предметы, основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей и сроком полезного использования менее 1 года;
  • иные услуги производственного назначения по водоснабжению.

Расчет административных расходов

Расчет административных расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общехозяйственного назначения (общеэскплуатационные расходы) – расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Рассчитываются административные расходы на период регулирования в целом по предприятию на основании заключенных договоров общехозяйственного назначения, фактических затрат и обоснованных планируемых расходов на период регулирования. В тариф на питьевую воду, рассчитываемый методом экономически обоснованных расходов (затрат), включается доля административных расходов, приходящаяся на вид деятельности по водоснабжению в соответствии с методикой распределения косвенных расходов, отраженной в учетной политике по бухгалтерскому учету предприятия.

Расчет расходов на уплату налогов и сборов

Расчет расходов на уплату налогов и сборов для учета их в тарифе на питьевую воду, рассчитываемого методом экономически обоснованных расходов (затрат) заключается в определении суммы расходов, необходимой для уплаты налогов и сборов, относящихся непосредственно на вид деятельности «Водоснабжение» и доли затрат на уплату налогов и сборов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, приходящейся на вид деятельности «Водоснабжение».

Расчет нормативной прибыли

Расчет нормативной прибыли, учитываемой в тарифе на воду, заключается в определении величины следующих видов расходов по водоснабжению:

  • затраты на возврат займов и кредитов, уплату процентов по займам и кредитам, используемым для реализации инвестиционной программы по водоснабжению, а также на пополнение оборотных средств по водоснабжению;
  • затраты на капитальные вложения по водоснабжению на период регулирования в соответствии с утвержденной инвестиционной программой по водоснабжению (без учета процентов по займам и кредитам, привлекаемым для капитальных вложений по водоснабжению);
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором регулируемой организации.

Расчет тарифов на воду

Расчет тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование необходимой валовой выручки (НВВ);
  • распределение НВВ по полугодиям на период регулирования (на 2 полугодие по каждой статье расходов применяется соответствующий индекс-дефлятор);

расчет тарифов на воду по полугодиям на период регулирования:

тариф на воду в 1 полугодии = НВВ 1 полугодия / объем полезного отпуска воды в 1 полугодии;

тариф на воду во 2 полугодии = НВВ 2 полугодия / объем полезного отпуска воды во 2 полугодии.

Расчет тарифов на питьевую воду

Формирование производственной программы по водоснабжению

Формирование производственной программы по водоснабжению осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101.

Производственная программа по водоснабжению часть 1

Производственная программа по водоснабжению часть 2

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование папок с расчетными таблицами (расчет тарифов на воду);
  • формирование папок с обосновывающими документами, на основании которых произведен расчет тарифов на воду;
  • написание пояснительной записки;
  • написание заявления об установлении тарифов на воду;
  • написание заявления о выборе метода регулирования при установлении тарифов на воду;
  • составление описи всех документов;
  • нумерация документов в папках с описями;
  • подписание тарифного предложения (тарифной заявки) руководителем регулируемой организации и заверение подписей печатью регулируемой организации;
  • сканирование всех документов тарифного предложения и записывание их на электронные носители информации;
  • сшивание всех документов тарифного предложения, заверение их подписью руководителя и печатью регулируемой организации;
  • направление тарифного предложения в орган государственного регулирования в сфере тарифообразования для установления тарифов на воду для регулируемой организации.

Расчет и экспертиза тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод

  • Расчет и экспертиза тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод
  • Расчет и экспертиза тарифов на утилизацию бытовых отходов
  • Расчет и экспертиза тарифов на подключение к коммунальной инфраструктуре
  • Расчет и экспертиза тарифов (платы, ставок, цен) на иные виды услуг
  • Представление и защита тарифов

ГК «Юрэнерго» проводит экспертизу и расчеты тарифов на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в соответствии с действующим федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пункте 17 «Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» содержится перечень документов и обосновывающих материалов, необходимых для открытия тарифного дела для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Правилами предусмотрена возможность регулируемых организаций включать в состав тарифных заявок экспертное заключение независимых экспертов.

Расчет тарифов на водоснабжение выполняется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Жилищным Кодексом РФ;
  • Налоговым Кодексом РФ;
  • Гражданским Кодексом РФ;
  • Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”;
  • Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”;
  • Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
  • Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 “Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения”;
  • Постановление Правительства РФ от 05.11.2003 N 674 “О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями”;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”;
  • Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 N 603 “О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов”;
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н “Об утверждении положений по бухгалтерскому учету”.
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению”;
  • Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения”;
  • Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007г. N 100 “Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса”;
  • Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007г. N 99 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса”;
  • Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007г. N 101 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса”.

К регулирующим органам в области тарифообразования относятся: Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (Федеральная служба по тарифам), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов (региональные службы по тарифам).

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные индексы с календарной разбивкой по полугодиям в среднем по субъектам Российской Федерации на основании предложений региональных органов в области регулирования тарифов с учетом долгосрочных параметров регулирования и представленных регулируемыми организациями производственных и инвестиционных программ.

Для регулируемых организаций тарифы устанавливают региональные органы регулирования тарифов в размере не превышающем установленные предельные индексы.

Экспертное заключение, является результатом проведения независимой экспертизы тарифов в ЖКХ. В нем отражаются следующие результаты:

  • оценка определения в натуральном выражении объемов полезного отпуска услуг водоснабжения, а также неучтенных расходов и потерь воды в системе коммунального водоснабжения, в том числе производственных потерь; объемов принятых и очищенных сточных вод;
  • оценка финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
  • анализ экономической обоснованности расходов (по статьям расходов);
  • анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации коммунального комплекса;
  • сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования;
  • выявление внутренних резервов повышения эффективности производства товаров, производимых в рамках регулируемой деятельности и обеспечения его ресурсосбережения;
  • расчет тарифов в ЖКХ и обоснование расчета тарифов в ЖКХ.

ЗАО «Юрэнерго» осуществляет формирование тарифных предложений для регулируемых организаций в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства для предоставления в орган регулирования. Тарифные предложения включают расчет тарифов на холодную воду (питьевую, техническую), горячую воду, водоотведение, обоснования и пояснения к расчетам тарифов на водоснабжение (водоотведение), копии подтверждающих документов.

Производим расчет нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг “.

В случае если нарушение прав потребителя связано с завышением установленных тарифов в коммунальной сфере, необходимо обратиться в орган, к компетенции которого относится установление таких тарифов. Потребитель также вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок (Федеральную службу по тарифам). Обращение в орган, к компетенции которого относится установление таких тарифов и/или в судебные органы требует проведения экспертизы тарифов в ЖКХ, что относится к компетенции ГК «Юрэнерго». Мотивированное экспертное заключение — официальный отчет о произведенных расчетах, проверках, исследовательских и иных процедурах, анализ полученных данных, выводы и рекомендации по оптимизации тарифообразования. Данный документ является доказательством при возникновении и ведении судебных споров. Осуществляем сопровождение при защите тарифов в коммунальной сфере в органах регулирования, включая юрконсалтинг.

ГК “Юрэнерго” имеет обширный опыт проведения экспертиз формирования тарифов в коммунальной сфере, фактических затрат и по другим экономическим/техническим вопросам по определениям судебных органов между ресурсоснабжающими организациями, регулирующими органами и потребителями.

ЗАО “Юрэнерго” (головная компания Группы компаний “Юрэнерго”):

  • утверждено в качестве экспертной организации при Федеральной энергетической комиссии РФ (правопреемником которой является ФСТ России) – Свидетельство от 3 июня 2002 года (Приказ ФЭК России № 123 от 31 мая 2002 года);
  • аттестовано Некоммерческим партнерством “Межрегиональный центр экспертных и аудиторских организаций ЖКХ” – Свидетельство об аттестации № 016/2014 от 23 мая 2014 года;
  • является членом СРО НП “Профессиональное объединение энергоаудиторов” – Свидетельство № ПОЭ – 0019 от 16 ноября 2010 года.

ЗАО «Юрэнергоаудит» аккредитовано в качестве экспертной организации, привлекаемой Государственной жилищной инспекцией города Москвы к мероприятиям по контролю:

  • Капитального и текущего ремонта жилых зданий;
  • Эксплуатации и содержания инженерных систем зданий;
  • Свидетельство об аккредитации в сфере государственного контроля технической эксплуатации жилищного фонда и особых объектов № 04/А099004 от 11 ноября 2010 года.

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

Что стряслось?

1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.

Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.

Как было раньше?

В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.

Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.

Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.

А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.

Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.

Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.

Что изменилось?

Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.

Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.

А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.

Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.

Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.

Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.

Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.

Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.

А если счетчик есть, тарифы не вырастут?

Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.

Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.

Что мне делать сейчас?

Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.

Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:

  • Сколько человек прописано и фактически проживает;
  • Какая техника установлена;
  • Какой класс энергопотребления она имеет;
  • Какая площадь указана в документах, а какая фактически отапливается.

Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.

Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.

При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.

После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.

Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.

Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.

Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.

ФАС в СМИ: Расчёт тарифов на водоснабжение планируют изменить

Как это повлияет на платежки за коммунальные услуги?

Изменение правил расчёта тарифов на водоснабжение направлено на то, чтобы отдельные компании, которые владеют участками трубопроводов и транспортируют по ним питьевую или сточную воду, не могли завышать цены на свои услуги. Публичное обсуждение проекта предлагаемых новшеств закончилось 7 сентября, а до 30 сентября должна завершиться антикоррупционная экспертиза. В нюансах водоснабжения граждан разбиралась «Парламентская газета».

Госрегулирование для всех
ФАС предложил изменить методику расчёта регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выложив такой документ 24 августа на портал проектов нормативных актов. Минстрой и Минюст уже внесли свои правки. В том числе уточняется формула, по которой будут определять, насколько обоснованны расходы компании, чтобы их можно было включить в тариф на её услуги.

Что это значит на практике, «Парламентской газете» пояснили в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Заместитель исполнительного директора Наталья Побединская рассказала, как система устроена сейчас. За каждую централизованную сеть, которая обслуживает, например, город и близлежащие посёлки, отвечает одна гарантирующая организация. Она должна обеспечить в каждый подключённый к сети дом бесперебойное поступление питьевой вода, а также отвод и очистку сточных вод. В то же время в сети могут работать и другие предприятия водно-канализационного хозяйства, которые владеют отрезками трубопровода и обслуживают, например, отдельно стоящие здания. Гарантирующая организация заключает с такими компаниями договоры и перечисляет им оплату за транзит.

Но загвоздка в следующем, пояснила Побединская: тарифы гарантирующей организации ограничиваются на государственном уровне, а тарифы компаний-транзитников под такое жёсткое регулирование не попадают. «Они могут подтвердить все свои расходы, и тариф зачастую получается больше, чем у гарантирующей организации. Мы очень надеемся, что этот проект постановления позволит как-то умерить аппетиты транзитников. Они будут регулироваться в рамках централизованной системы, где действуют соответствующие ограничения», – сказала эксперт.

При этом она подчеркнула, что новшество никак не повлияет на тарифы на воду для населения или промышленников. Предприятия берут деньги за транзит воды не напрямую с потребителей, а с гарантирующей организации, а та, в свою очередь, не имеет право повысить цены на услуги больше, чем это допускается установленными Правительством правилами.

В профильном Комитете Госдумы по энергетике идею поддержали. По словам депутата от «Единой России» Михаила Шеремета, есть организации, которые злоупотребляют тем фактом, что в их распоряжении находятся отрезки водной сети. «Предложенные ФАС изменения никоим образом не лягут на плечи населения, а наоборот, позволят выстроить правильное взаимодействие между организациями, которые работают в одной централизованной системе», – считает он.

По мнению первого зампреда комитета, депутата от «Справедливой России» Игоря Ананских, неоправданное завышение цен любым из участников системы в долгосрочной перспективе всё равно приводит к тому, что страдают пользователи. «То, что ФАС обратил на это внимание и предложил решить вопрос в рамках государственного регулирования, может положительно повлиять на потребителей воды. Никто не может необдуманно повышать тарифы себе на радость и на ухудшение положения конечных пользователей», – сказал парламентарий.

Тарифы для граждан

Ежегодно Правительство выпускает распоряжение, которым ограничивает рост совокупного платежа за все коммунальные услуги в каждом регионе страны. Например, в Москве в этом году разрешено поднять стоимость ЖКУ максимум на 5 процентов, в Чечне – на 6,5, в Ненецком автономном округе – на 2,4 процента. В среднем по России платёжки могут подорожать не больше, чем на 4 процента. При этом в разных муниципалитетах плата может быть чуть больше или меньше среднего уровня, но среднее значение по субъекту должно оставаться в заданных пределах.

С 1 июля в числе других платежей увеличилась плата за воду. Например, в Москве стоимость кубометра холодной воды выросла с прошлого года с 40,48 до 42,3 рубля, горячей воды – с 198,19 до 205,15 рубля, а водоотведения – с 29,57 до 30,9 рубля. В Санкт-Петербурге тарифы на холодную воду и отведение выросли с 31,58 до 32,53 рубля, на горячую воду – с 105,92 до 109,1 рубля. В Московской области тарифы отличаются в зависимости от поставщика. Но в целом платёжка подорожала на 2 процента. Это меньше, чем было задумано – по распоряжению Правительства в Подмосковье могли увеличить суммы на 4,1 процента, но власти решили сдержать рост цен из-за пандемии коронавируса. В том числе было заморожено повышение тарифов на вывоз мусора.

Кроме этого, по всей стране до 1 января следующего года действует временный мораторий на санкции за просрочку платежей. С граждан, которые задолжали деньги за воду и остальную «коммуналку», не имеют права взыскивать штрафы и неустойки.

Расчет водоотведения

Квартира не оборудована ИПУ холодной и горячей воды. При расчете платы за холодную и горячую воду УК применяет повышающий коэффициент к объему потребленной коммунальной услуги. УК, применяя повышающий коэффициент к объему ХВС и ГВС, тем самым увеличивает объем водоотведения и плату. Правомерно ли УК применяет повышенные объемы ХВС и ГВС при расчете платы за водоотведение?

С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.

Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных вод, рассчитывается:

– исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;

– исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.

Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.

Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент, об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04.

В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном выше письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы.

В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.

Норма потребления воды на человека

Повышение тарифов за пользование водными ресурсами заставляет нас внимательно подходить к расходу воды. Оплата производиться по итогам месяца на основании показаний счетчика. Если такой прибор отсутствует, то расчет по водоснабжению осуществляется согласно нормам водопотребления на одного человека. Этот показатель в каждом населенном пункте разный. И, если по платежкам за воду без счетчика более-менее все понятно, то по использованию воды по прибору учета вопросов у населения накопилось множество.

Среднее расходование воды по нормам на одного человека в месяц

На расчет средней нормы потребления воды влияют следующие факторы:

  • общее водопотребление по региону;
  • усредненный показатель использования водных ресурсов каждым человеком в домах, не оборудованных счетчиками;
  • данные по водопотреблению одинаковым количеством людей в домах с измерительным прибором и без него.

Это – основные факторы. Учитывают сезонность и особенности климата, состояние водоснабжающей системы, ее работоспособность, наличие сантехнических приборов, которыми пользуется население (унитазы, ванные, душевые, стиральные, посудомоечные машины и пр.)

На основе этих данных норму водопотребления в месяц подвели к таким знаменателям:

  • 160 л при отсутствии ванной;
  • 230 л при наличии ванны и индивидуальной системе нагрева воды;
  • 350 л при условии централизованного горячего водоснабжения.

В РФ действуют следующие нормы потребления воды человеком со счетчиком: холодная – 6,9 куб. м, горячей – 4,7 куба. Это – среднестатистический данные. Причем, этот норматив одинаков, что для жильцов многоэтажек, что для собственников коттеджей, хотя расход в частных домах значительно выше.

Причины большого расходования по счетчику

Снимая показатели с прибора учета, многие люди в недоумении, почему получается такой большой расход, в чем причина, и как уменьшить водопотребление. Завышенные показатели могут быть по нескольким причинам.

Большой расход

Чрезмерное потребление горячей и холодной воды – основная причины больших платежей. Это происходит из-за:

  • Утечки. Она может происходить через не налаженный слив бачка унитаза, плохо закрывающихся кранов, когда даже при закрытом вентиле с крана подкапывает. Все это дает +2-3 куб. м в месяц.
  • Неэкономного использования. Набор полной ванной и длительный прием душа.
  • Приема гигиенических процедур, когда с крана постоянно открыт.
  • Частых стирок без полной загрузки стиральной машины и мытье посуды под сильным напором.
  • Слива воды из горячей трубы для того, чтобы с нее потекла теплая.

Почему счетчик показывает завышенные цифры?

Иногда причиной больших цифр на приборе учета может быть и некорректная работа самого устройства. Если есть такие подозрения, устройство необходимо сдать на проверку. Если водомер не подлежит ремонту, стоит произвести замену счетчика воды.

Большой расход воды может показывать счетчик при ошибках в монтаже (текут прокладки, неправильное подключение, подсоединение прибора учета холодной воды на трубу горячего водоснабжения и наоборот). Еще одна причина, когда устройство усиленно мотает, – окалины, соли, соринки в трубах, которые вместе с водным поток попадают вращающийся механизм, заставляя его крутиться быстрее.

Как самостоятельно проверить показания

Прежде чем вызвать мастера или контролера с водоканала или теплоснабжающей организации, можно самому проверить, насколько корректно работает механизм и выдает показания:

  1. Запишите последние три цифры водомера.
  2. В 5-10-литровую емкость наберите воду.
  3. Снова проверьте показания.
  4. Проделайте эту процедуру трижды.
  5. Если количество слитой воды соответствует цифрам на водомере, значит прибор работает корректно.

Если есть разница, необходимо вызывать мастера, но предварительно следует зафиксировать показания и уведомить об этом соответствующую организацию. Холодная вода поставляется водоканалом, горячая – предприятиями теплоснабжения.

Реально ли уменьшить затраты на оплату воды

Снизить затраты на водоснабжение можно. Первое, что сразу надо сделать, купить и заказать установку счетчика воды, если такового нет. Тогда вы будете платить не по норме, прописанной государством, а по водомеру. Особенно это актуально, если в квартире прописано больше жильцов, чем фактически проживает.

Если у большинства жильцов в доме уже стоят приборы учета, то оставшимся жильцам, у которых нет водомеров, придется платить значительно больше.

Как уменьшить затраты на водопотребление

Предлагаем несколько советов, как снизить холодное и горячее водопотребление, не ущемляя себя и своих близких, с которыми вместе проживаете. Эти рекомендации помогут сэкономить ваш семейный бюджет.

  • установите на все краны аэраторы, ограничивающие напор, тогда автоматически уменьшится, аэратор добавляет в струю воздух, делая ее более сильной;
  • производите стирку при полной загрузки стиральной машины;
  • снизить на 20% потребление поможет посудомоечная машина;
  • следите за исправностью сливного бачка и кранов, устраняйте сразу же протечки;
  • не набирайте полную ванну, отдавайте предпочтение душу;
  • пользуйтесь разумно сливом воды в туалете, желательно установить бачок на две позиции слива;
  • установите экономные смесители на горячую трубу, вы не будете постоянно подкручивать и регулировать температуру, в то время, пока вода будет стекать.

Как просчитать потребление воды за месяц

В последний день прошедшего месяца или в первый – текущего необходимо снять показания и посчитать, какую сумму необходимо заплатить. Табло состоит из 8 цифр, на основные первых пяти (черные символы) и производится расчет, эти показания мы и должны передать контролеру. Это – потребленные нами кубометры воды. Последние три цифры – потребленный литраж.

Расчет производится по простой формуле:

От показаний за этот месяц необходимо отнять показания за предыдущий месяц. Полученная разница и есть количество потребленной воды за месяц.

Для расчета оплаты за водоснабжение можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной антимонопольной службы России. Этот сервис предоставляет данные по тарифной сетке по всем регионам РФ.

Какой прибор выбрать, и окупается ли установка водомера

Подбор водомеров в каждом регионе осуществляется, исходя из норм потребления воды по счетчикам. Это значит, что устройство за 1 час работы должно пропустить максимальное количество воды, согласно нормам на одного человека.

Приобретают водомер по таким критериям:

  • по требованиям водоснабжающей организации;
  • по требованиям, указанным в технической документации.

Также стоит обратить внимание на соотношение цены и качества. Дешевые механизмы, как правило, быстро выходят из строя и требуют замены. Еще один фактор, который стоит учесть, – синхронность проверки приборов, установленных на горячую и холодную трубы.

Покупка и установка устройств несомненно выгодна, поскольку это позволяет не только контролировать норму расхода воды, но и разработать план действий по снижению водопотребления. Это позволит снизить стоимость услуг. Стоимость монтажа водомера среднем окупается за 5-6 месяцев.

Экономически невыгодно устанавливать счетчики, если в квартире прописан один человек, а проживает целая семья. Если в доме не установлен прибор учета, то на время отпусков следует писать заявление в ЖКХ, в котором надо документально подтвердить, что в этом период в квартире никто не будет проживать.

Если люди, которые отказываются устанавливать приборы учета воды, думая, что по счетчику за месяц придется больше платить, а так можно совсем не экономить воду, не придерживаясь нормы. Однако, тенденция такова, что все больше жильцов стараются оплачивать водопотребление по счетчику.

Примеры расчета льготы

Льгота 50% от расхода электроэнергии;

Расход ЭЭ× тариф = сумма к оплате×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Льгота 50% от расхода электроэнергии;

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);

Расход ЭЭ по Т1× тарифт1= сумма к оплате пот1×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Расход ээ по Т2× тарифт2= сумма к оплате по Т2 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Расход ЭЭ по Т3 × тарифт3= сумма к оплате по Т3 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Итоговая сумма к оплате = сумма к оплате (с учетом льготы) по Т1+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т2+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т3

Однотарифный прибор учета;

Одинокий ветеран труда (50% от норматива);

Норматив 80 кВт·ч;

Расход 135 кВт·ч;

Из 135 кВт·ч льгота распространяется только на 80 кВт·ч, оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитывается по полной стоимости.

80×3,28=269,40 сумма к оплате×0,5(льготный коэффициент) =131,20 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Итого к оплате с учетом льготы 131,20+180,40=311,60 руб.

Распределение льготного норматива, приходящегося на календарный месяц, осуществляется в следующем порядке: первоначально льготный норматив максимально распределяется на объем, потребленный за период с 1-го числа календарного месяца до даты окончания расчета в расчетном периоде (дата, на которую сформирован счет) по всем зонам суток, в соответствии с типом учета, установленном на квартире бытового потребителя. Если льготный норматив за указанный период использован не в полном объеме (фактическое потребление меньше величины льготного норматива), то остаток распределяется на объем, потребленный с даты окончания расчета в расчетном периоде до конца календарного месяца.

Если в первой части календарного месяца абонент не в полном объеме использовал полагающийся ему льготный норматив, то остаток будет предоставлен во второй части данного календарного месяца, т.е. в счете за следующий расчетный период.

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);

Ветеран труда, проживает с семьей;

Норматив 45 кВт·ч;

Расход Т1 – 100 кВт·ч; Т2 – 52 кВт·ч; Т3 – 73 кВт·ч;

Тариф Т1 – 4,92 руб.; Т2 – 1,26 руб.; Т3 – 4,08 руб.;

Так как расход по зоне суток Т1 =100 кВт·ч, из них 45 кВт·ч рассчитываем с учетом льготного коэффициента

Т1(с учетом льготы)=45×4,92=221,40 сумма к оплате×0,5 (льготный коэффициент) =110,70 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитываем по полной стоимости

Объем льготного норматива полностью учтен по тарифной зоне суток Т1, по остальным зонам суток (Т2 и Т3) расчет производится по полной стоимости

Т2=52 × 1,26 = 65,52 руб.

Т3=73 × 4,08 = 297,84 руб.

Итого к оплате с учетом льготы по зонам суток

Распределение льготного норматива, приходящегося на календарный месяц, осуществляется в следующем порядке: первоначально льготный норматив максимально распределяется на объем, потребленный за период с 1-го числа календарного месяца до даты окончания расчета в расчетном периоде (дата, на которую сформирован счет) по всем зонам суток, в соответствии с типом учета, установленном на квартире бытового потребителя. Если льготный норматив за указанный период использован не в полном объеме (фактическое потребление меньше величины льготного норматива), то остаток распределяется на объем, потребленный с даты окончания расчета в расчетном периоде до конца календарного месяца.

Если в первой части календарного месяца абонент не в полном объеме использовал полагающийся ему льготный норматив, то остаток будет предоставлен во второй части данного календарного месяца, т.е. в счете за следующий расчетный период.

Распределение льготного норматива, приходящегося на календарный месяц, осуществляется в следующем порядке: первоначально льготный норматив максимально распределяется на объем, потребленный за период с 1-го числа календарного месяца до даты окончания расчета в расчетном периоде (дата, на которую сформирован счет) по всем зонам суток, в соответствии с типом учета, установленном на квартире бытового потребителя. Если льготный норматив за указанный период использован не в полном объеме (фактическое потребление меньше величины льготного норматива), то остаток распределяется на объем, потребленный с даты окончания расчета в расчетном периоде до конца календарного месяца.

Если в первой части календарного месяца абонент не в полном объеме использовал полагающийся ему льготный норматив, то остаток будет предоставлен во второй части данного календарного месяца, т.е. в счете за следующий расчетный период.

Однотарифный прибор учета;

Многодетная семья из 5-ти человек;

Норматив: 5×45=225 кВт·ч;

Расход 253 кВт·ч;

Скидка по данной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек пользующихся льготой.

Так как расход=253 кВт·ч (больше установленного норматива), из них 225 кВт·ч рассчитываем с учетом льготы, а оставшийся расход 28 кВт·ч по полной стоимости

225×4,68=1053 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =737,10 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Итого к оплате с учетом льготы 737,10+131,04=868,14 руб.

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);

Норматив: 6×70=420 кВт·ч;

Расход: Т1 – 174 кВт·ч; Т2 – 85 кВт·ч; Т3 – 189 кВт·ч;

Тариф: Т1 – 3,45 руб.; Т2 – 0,88 руб.; Т3 – 2,85 руб.;

Скидка по данной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек пользующихся льготой.

Расход по зоне суток Т1 рассчитываем с учетом льготы

В расчете применяется льготный коэффициент к начисленной сумме (в данном случае 0,7, так как скидка по льготе 30% от норматива)

Т1=174×3,45=600,30 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =420,21 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Рассчитываем, сколько льготных квт·ч осталось при произведенном расчете по зоне суток Т1

420 (установленный норматив) – 174 (учтенный норматив) =246 кВт·ч (оставшийся не учтенный норматив)

Так как льгота не учтена в полном объеме по тарифной зоне суток Т1, расчет производится по зоне суток Т3

Т3=189×2,85=538,65 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =377,06 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Рассчитываем, сколько еще осталось льготных кВт·ч при произведенном расчете по зоне суток Т3

246 (оставшийся не учтенный норматив по Т1) -189 (учтенный норматив по Т3) =57 кВт·ч (оставшийся норматив)

Расход по зоне суток Т2 = 85 кВт·ч, больше, чем остаток льготного норматива, поэтому из всего расхода по зоне суток Т2, 57 кВт·ч рассчитывается с учетом льготы (льготного коэффициента), а оставшийся расход 28 кВт·ч по полной стоимости.

Т2=57×0,88=50,16 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент)=35,11 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Итого сумма оплаты с учетом льготы 420,21+337,06+59,75=817,02 руб.

Ссылка на основную публикацию