Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: назначение, границы и мероприятия

Аналитика Публикации

Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Прокурор разъясняет – Прокуратура Московской области

Прокурор разъясняет

  • 19 апреля 2016, 00:00

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Основной целью организации указанных зон является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.

В границах территории и акватории (строгого режима) зон санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных и гидротехнических сооружений.

Во втором поясе (пояс ограничений) зон санитарной охраны не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения (при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка).
Кроме этого, запрещено строительство объектов на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения. В зонах рекреации в 100-метровой полосе допускается установка малых архитектурных форм.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

19 апреля 2016, 00:00

Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Основной целью организации указанных зон является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.

В границах территории и акватории (строгого режима) зон санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных и гидротехнических сооружений.

Во втором поясе (пояс ограничений) зон санитарной охраны не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения (при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка).
Кроме этого, запрещено строительство объектов на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения. В зонах рекреации в 100-метровой полосе допускается установка малых архитектурных форм.

О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, установления границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13.09. 2012 № 892

утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, установления границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения согласно приложению .

2. Определить министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, а также установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .

3. Признать утратившим силу постановление Администрации Ростовской области от 22.07.2010 № 70 «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области».

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Трифонова С.Ф.

Ростовской области В.Ю. Голубев

от 13.09. 2012 № 892

утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области (далее – проект зон санитарной охраны), а также процедуру установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – границы и режим зон санитарной охраны) .

2. Разработка проектов зон санитарной охраны осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Разработанные проекты зон санитарной охраны направляются заявителем в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее – министерство ЖКХ области) с сопроводительным письмом на имя министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

3. Министерство ЖКХ области осуществляет регистрацию сопроводительного письма и приложенных к нему документов в установленном порядке и в течение 1 5 рабочих дней со дня поступления проекта зон санитарной охраны направляет их копии в:

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;

министерство промышленности и энергетики Ростовской области;

министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области .

4. Органы исполнительной власти области, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней:

4.1. В пределах своей компетенции рассматривают поступившие документы.

4.2. Готовят мотивированные заключения о согласовании (либо несогласования с указанием конкретных нарушений действующего законодательства) проекта зон санитарной охраны.

4.3. Направляют заключения о согласовании (либо несогласовании) проекта зон санитарной охраны в министерство ЖКХ области.

5. Министерство ЖКХ области в пределах своей компетенции осуществляет анализ заключений органов исполнительной власти Ростовской области и в течение 5 рабочих дней со дня их получения:

5.1. При наличии заключения о несогласовании проекта зон санитарной охраны возвращает заявителю данный проект для доработки с указанием конкретных нарушений, выявленных при его рассмотрении.

5.2. При наличии заключения о возможности согласования проекта зон санитарной охраны направляет обобщенную информацию и проект зон санитарной охраны в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области для рассмотрения и подготовки санитарно-эпидемиологического заключения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

6. Утверждение проектов зон санитарной охраны осуществляется министерством ЖКХ области в течение 2 0 рабочих дней со дня получения санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.

7. Установление границ и режима зон санитарной охраны осуществляется министерством ЖКХ области после утверждения проекта зон санитарной охраны .

8. Утверждение проектов зон санитарной охраны, а также установление границ и режимов зон санитарной охраны оформляются правовым актом министерства ЖКХ области.

9. Министерство ЖКХ области в течение 10 рабочих дней со дня издания правового акта об утверждении проекта зон санитарной охраны направляет его копию заявителю и органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, применительно к территории которых утверждается проект зон санитарной охраны и устанавливаются границы и режим зон санитарной охраны, а также в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Начальник общего отдела

Правительства Ростовской области М.В. Фишкин

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

После проведения комплекса работ по обоснованию и выбору источника водоснабжения в целях обеспечения его последующей санитарно-эпидемиологической надежности в местах потенциального расположения водозаборных сооружений (ВС) и окружающих их территорий устраивают зоны санитарной охраны (ЗСО), создание которых необходимо для предотвращения загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Они охватывают эксплуатируемый водоем и часть бассейна его питания.

Основные требования к проектированию зон санитарной охраны определяются СНиП 2.04.02-84*. Зона санитарной охраны источника водоснабжения в месте забора воды формируется из трех поясов, в каждом из которых устанавливают особый режим, санитарный надзор и контроль за качеством воды в источнике.

Первый пояс — зона строгого режима, второй и третий — режимов ограничения. Проект указанных зон разрабатывается на основе данных санитарно-топографического обследования территорий, а также гидрогеологических, гидрологических, инженерно-геологических и топографических материалов. Им определяются границы поясов зон, перечень мероприятий по их организации и санитарный режим в них. Он согласовывается с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органами по регулированию использования и охраны вод, заинтересованными министерствами и местными органами власти.

Границы первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника ограничивают источник в месте забора воды и площадку, занимаемую водозаборами, насосными станциями, очистными сооружениями и резервуарами чистой воды.

Граница первого пояса устанавливается в целях устранения возможности случайного или умышленного загрязнения воды в нем. Он охватывает акваторию рек и подводящих каналов не менее чем на 200 м от водозабора вверх по течению и 100 м вниз по течению.

По прилегающему берегу граница пояса проходит на расстоянии не менее 100 м от линии уреза воды при максимальном уровне. При ширине реки и канала до 100 м в первый пояс зоны входит часть противоположного берега (по отношению к водозабору) шириной 50 м от уреза воды, при большей ширине — акватория шириной не менее 100 м.

Зона санитарной охраны первого пояса для водохранилищ и озер охватывается границей, проходящей на расстоянии 100 м от водозабора по акватории источника во всех направлениях, а по прилегающему к водозабору берегу — на расстоянии не менее 100 м от уреза воды. Если водозабор ковшового типа, то в границы входит вся площадь ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м.

Для подземных источников граница проходит в радиусе 30 м от водозабора, если источник надежно защищен; при отсутствии гарантии надежной защиты граница пояса проходит в радиусе 50 м. Территория первого пояса должна быть спланирована, озеленена и огорожена, а на акватории поверхностных источников поставлены предупредительные знаки. В этих границах запрещены все виды строительства, не связанные с основным производством, проживание людей, купание, водопой и выпас скота, ловля рыбы, стирка белья, применение удобрений и ядохимикатов, рубка леса.

Второй пояс санитарной зоны охватывает территорию по обеим сторонам реки на расстоянии 500-1000 м от уреза воды. Боковые границы зависят от рельефа местности.

Граница второго пояса вниз по течению реки принимается на расстоянии не менее 250 м от места водозабора. Вверх по течению реки ее назначают исходя из пробега воды от нее до водозабора в течение 3—5 сут. в зависимости от климатических условий при среднемесячном расходе воды 95%-ной обеспеченности. На судоходных реках и каналах в границы второго пояса включают акваторию, прилегающую к водозабору в пределах фарватера,

Для водоемов граница второго пояса назначается в радиусе 3-5 км по всей их акватории, что зависит от наличия ветров. Боковая граница назначается так же, как и на реках.

Границы второго пояса зоны санитарной охраны подземного источника устанавливаются для защиты водоносного горизонта от микробных загрязнений. Основным параметром, определяющим расстояние от водозабора до границы, является время передвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Оно должно быть достаточным для гибели микроорганизмов.

Границу определяют гидродинамическими расчетами, исходя из условия, что если микробы попадают в водоносный горизонт за ее пределами, то они не достигнут водозабора. Расчетное время для обоснования границ второго пояса принимается в пределах 100—400 сут, что зависит от вида подземных вод (напорные, безнапорные), наличия гидравлических связей этих вод с открытым водоемом и климатических условий.

На территории второго пояса зоны санитарной охраны разрешается отводить земли для строительства и благоустройства населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, оздоровительных учреждений, При этом они должны быть оборудованы системой водоснабжения и канализации, отвода загрязненных поверхностных вод и т.д.

Одновременно с этим во втором поясе запрещается загрязнение территорий, размещение складов горючесмазочных материалов, ядохимикатов, удобрений, накопителей и других объектов, которые могут привести к химическому загрязнению водоемов. Также не допускается устройство полей фильтрации, орошение сельхозугодий, что может вызвать микробное загрязнение источников водоснабжения.

На территории второго пояса подземных источников, кроме того, необходимо проводить тампонаж бездействующих, дефектных и неправильно эксплуатируемых скважин и колодцев. Запрещается закачка отработавших вод в подземные пласты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли.

Границы третьего пояса зоны поверхностного источника водоснабжения должны быть вверх и вниз по течению реки или во все стороны по акватории водоема такими же, как для второго пояса, а боковые границы проходят по водоразделу, но не более 3-5 км от водотока или водоема.

Третий пояс зоны санитарной охраны служит для защиты подземных вод от химических загрязнений. Его границы также определяются гидродинамическими расчетами исходя из условия, что если за их пределами в водоносный горизонт попадут химические загрязнения, то они либо не достигнут водозабора, либо достигнут не ранее расчетного времени. Это время должно быть больше проектного срока эксплуатации водозабора (25-30 лет).

На территории третьего пояса зоны поверхностного источника водоснабжения предусматривают санитарные мероприятия, проводимые во втором поясе. Однако в отличие от второго на территории третьего пояса допускаются лесозаготовительные работы. На каналах и водохранилищах в границах третьего пояса должны проводиться работы по очистке дна от отложений и растительности. В этом случае при использовании химических методов борьбы допускается применение тех препаратов, которые разрешены органами санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарные мероприятия в рассматриваемом поясе подземных источников в основном совпадают с мероприятиями для поверхностных источников.

Что такое зоны санитарной охраны источников водоснабжения и зачем они нужны

Водные источники – объекты стратегической важности, так как от качества воды зависит жизнь и здоровье населения страны. Охрана безопасности природных ресурсов гарантируется Конституцией РФ, является заботой Государства и обеспечивается санитарными правилами и нормативами СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны (ЗСО) – это участок с особым режимом землепользования. Он выделяется вокруг мест забора и транспортировки воды для создания барьера против техногенных загрязнений, отравляющих веществ, болезнетворных микроорганизмов.

  1. Пояса ЗСО и определение границ
  2. Строгий режим – огороженная охраняемая территория
  3. Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями
  4. Основные мероприятия на территории ЗСО

Пояса ЗСО и определение границ

Распределение границ ЗСО зависит от источника, климата, геологических особенностей местности

Для обеспечения экологической безопасности объектов вокруг скважин питьевой воды или водовода, соединяющего водозабор с основной магистралью водопровода, выделяются прилегающие участки, проходящие полосой вдоль построек.

Рассчитывая ширину поясов ЗСО для источника водозабора, опираются на следующие параметры:

  • вид источника: поверхностный, глубинный-подземный;
  • гидрологические условия и фазы водного режима: половодье, межень, сезонные или дождевые паводки;
  • геологические условия: взаимное расположение водоупорных и водоносных пластов;
  • рельеф местности;
  • климатические условия: температурный режим, роза ветров, количество выпадающих осадков;
  • тип загрязнения: бактериологический, химический.

В соответствии с нормами (СанПиН 2.1.4.027-95) ЗСО делится на несколько поясов, характеризуемых охранными мероприятиями с различной строгостью режима.

Строгий режим – огороженная охраняемая территория

Первый пояс ЗСО – предназначен для защиты источника, водозаборного пункта, водопровода от умышленных или непреднамеренных загрязнений или аварий. Зона водоотведения должна находиться вне жилой зоны населенных пунктов, а также за территорией промышленных предприятий. Охранный пояс организуется в виде окружности диаметром от 30 м до 50 м, в центре которой находится водоисточник.

Если скважин несколько, за точку отсчета границы берется самая крайняя. Для защищенных источников, где водоносный слой граничит с двумя водоупорными пластами (например, артезианские воды), по согласованию с Роспотребнадзором допустимо изменение размера первого пояса в сторону уменьшения при существовании экспертного заключения о нулевой вероятности загрязнения с поверхности.

В случае незащищенных источников, где присутствуют подземные воды, над которыми грунт не обладает водоупорными свойствами либо имеются гидрогеологические окна в верхнем водоупорном слое, обустраивается максимально возможная зона санитарной защиты. Это связано с тем, что такие источники подпитываются поверхностной водой, в которую легко могут попасть примеси.

Если подземные водохранилища пополняются через искусственные каналы, охранный пояс может увеличиваться до 150 м.

Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями

Второй пояс – зона противодействия микробному загрязнению. Размер доходит до 3-5 километров от уреза воды в точке забора, определяется гидродинамическими расчетами с учетом скорости водного потока и времени жизни вредных бактерий в условиях данной среды. Охватывает площадь, которой должно быть достаточно для того, чтобы микроорганизмы, попавшие в почву или грунтовые воды, успели погибнуть, не достигнув водоносного горизонта. Установленный период времени принимается от 100 до 400 суток.

Третий пояс – буфер от химического отравления. Расчетная ширина местами совпадает со вторым поясом, но в основном составляет 5 км до водоема, зависит от дальности распространения в водной среде вредного соединения, сохраняющего свою стабильность, или распадающегося в результате физико-химических процессов, протекающих в источнике (например, выпадение неактивного осадка). Он обеспечивает защитную зону, размер которой гарантирует, что вредные вещества химической природы достигнут водозабора только по истечении срока его эксплуатации, то есть не ранее 10000 дней (средний срок жизни водозабора 25 лет).

Из всех типов грунта, наилучшими водоупорными свойствами обладает глина.

Санитарные зоны рассчитываются на всех этапах строительства, а также функционирования водозаборов. Сведения о границах ЗСО отражены в проекте наряду с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния охраняемой зоны и правилами ее использования.

Упрощенное проектирование допустимо только для скважин с технической водой, используемой для полива или производственных целей.

Основные мероприятия на территории ЗСО

Режим санитарной охраны водоисточников от загрязнения обеспечивается специальными комплексами мероприятий, установленных для трех поясов отдельно.

Территория первого пояса должна быть обеспечена:

  • охраной;
  • ограждением;
  • пешеходными дорожками с твердым покрытием;
  • озеленением, за исключением высоких деревьев;
  • дренажной системой по отводу поверхностных вод от источника водоснабжения за пределы зоны;
  • подключением к централизованной канализационной сети, а при ее отсутствии, герметичными накопителями, расположенными за пределами ограждения, которые по мере необходимости обслуживаются ассенизаторской службой.

На данном участке запрещено любое строительство, постоянное проживание людей, купание и стирка, выпас скота, использование удобрений, ядов, химикатов, моющих средств.

В ЗСО второго пояса проводятся следующие мероприятия:

  • тампонаж — заглушка защитной подушкой из цемента, глины или расплавленного пластика — неработоспособных скважин, для изоляции водоносного горизонта от проникновения загрязнений химической или микробиологической природы;
  • разрешаются: водный туризм, рыбалка, строительство благоустроенных населенных пунктов, предприятий промышленности, объектов сельского хозяйства, обеспеченных системами канализации и водоснабжения;
  • запрещаются: вырубка лесонасаждений, создание фильтрационных или оросительных систем, разработка месторождений природных ископаемых, применение ядовитых химикатов или удобрений, строительство складов горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, мусорных свалок твердых или жидких бытовых отходов на поверхности, а также под землей.

Мероприятия в третьем поясе в основном совпадают со вторым, но в нем дополнительно разрешаются лесозаготовительные работы, использование химических средств, разрешенных санэпиднадзором, для очистки водохранилищ или водоотводящих каналов от растительности и донных отложений.

Ограничительной мерой общей для поясов является запрет на размещение на их территории кладбищ, скотомогильников, ям для складирования навоза или силоса.

Соблюдение санитарных норм и правил является обязательным как для частных лиц, так и для представителей крупного и мелкого бизнеса.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: о чём говорится в СанПиН

Так обозначают охраняемую зону

Мало кто задаётся вопросом, откуда в кране берётся вода. А берётся она, в зависимости от масштабов потребления, из подземных или поверхностных источников, которые охраняются законом. Все виды деятельности, осуществляемые физическими или юридическими лицами, должны производиться в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН) 2.1.4.1110*02.

Именно этот документ устанавливает правила, по которым определяют границы зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения. Цель данной публикации – ознакомить своего читателя с его основными положениями.

Для чего создаются ЗСО

Питьевые водопроводы и источники водоснабжения являются охраняемыми объектами, поэтому их строительство и эксплуатация должны подчиняться определённым правилам. Именно поэтому вокруг любого водозабора и создают зоны санитарной охраны, кратко именуемые ЗСО.

Причём, создаются они на вех без исключения источниках — независимо от того, какому ведомству или физическому лицу они принадлежат.

Источниками водоснабжения крупных городов служат водохранилища

Внимание! Главная цель, ради которой создаётся охранная зона источника водоснабжения – это охрана питьевой воды от загрязнений. А так как обеспечить чистоту источника невозможно без оглядки на окружающую среду, то охране подвергаются и близлежащие к источникам территории.

Деление зон на пояса

Санитарная зона источника водоснабжения условно делится на три пояса. Наиболее строгий режим охраны применяется к первой зоне, куда входит территория непосредственного расположения водозаборного узла, а так же трасса пролегания водопровода и всех сооружений на ней.

Первая зона предназначена для защиты самого водозабора и сооружений на нём от любых видов повреждений и загрязнений — в том числе и умышленных. Два других пояса включают остальную территорию зоны, носят предупредительный характер. Вдоль водопроводной трассы так же обеспечивается защитная санитарная полоса.

Вдоль трассы водопровода тоже будет санитарная зона

В соответствии с назначением каждого из поясов, в них устанавливается режим пользования и разрабатывается проект охраны, цель которого – предупредить возможное ухудшение качества воды.

Особенности разработки проекта

Санитарные зоны, как и её пояса, не возникают сами по себе и не назначаются кем-то приблизительно — они определяются проектом. В нём же содержится и режим использования охраняемой зоны, и перечень мероприятий, направленных на улучшение санитарии на объекте.

  • Прежде всего, комплекс каких бы то ни было мероприятий – хоть технических, хоть противоэпидемических, подбирается в зависимости от вида источника. То есть, принимается во внимание: поверхностный он, подземный или проектируемый. Ведь их естественная защищённость от химических и микробных загрязнений может быть разной, поэтому и меры по их защите будут неодинаковыми.

Пример разработки комплекса мероприятий по первому поясу ЗСО

  • Проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения выполняется не тогда, когда объект уже построен, а ещё на стадии выбора места для его устройства и разработки генплана. На нём ЗСО уже должны быть указаны.
  • Без разрешения органов санэпиднадзора строительство подобных объектов невозможно. Поэтому заказчик сначала предоставляет все материалы с характеристиками водозабора, указывает возможные варианты загрязнения, и предлагает ориентировочный расчет зон санитарной охраны источника водоснабжения.
  • Если в центре госсанэпиднадзора с вариантом заказчика согласны, обе стороны подписывают соответствующий акт.
  • Когда речь идёт о хозяйственно-питьевом водопроводе, то проект ЗСО разрабатывается одновременно с проектированием основного объекта. Но бывает, что у действующего водопровода ЗСО не определена — в этом случае, её проект разрабатывается отдельно.
Что входит в проект

Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения состоит из нескольких частей:

  1. Текстовая часть, в которой содержатся:
  • Заключение по санитарному состоянию самого источника;
  • Анализы воды;
  • Данные по гидрогеологии в зависимости от вида источника;
  • Данные по наличию гидрологической связи между поверхностным и подземным бассейном;
  • Данные, в которых обозначены перспективы строительства любых объектов в зоне расположения питьевого источника;
  • Схема зоны санитарной охраны источников водоснабжения с определением поясов и перечнем мероприятий по улучшению её санитарного состояния с обоснованием. При этом не только указываются сроки их исполнения, но и называются ответственные организации и источники их финансирования;
  • Режим эксплуатации территорий, которые входят в охранную зону, включая все три пояса.
  1. Картографическое исполнение ЗСО. В эту часть проекта входят:
  • Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в виде плана с указанием границ поясов, источника водоснабжения и питающего его водного объекта в определённом масштабе;
  • Если источник подземный, то должны быть представлены геологические разрезы с указанием питающих его водоносных слоёв;
  • Отдельно план I-пояса в более крупном масштабе (не менее 1:1000);
  • План II и III поясов. Если источник поверхностный, то на плане должны быть отражены все имеющиеся на этой территории объекты.
  1. Перечень мероприятий по улучшению состояния зоны, со сроками и ответственными исполнителями, который должен быть согласован с пользователями земельных участков. К нему прилагается заключение регионального органа санэпиднадзора.

По мере снижения производительности водозабора или внесения изменений в режим его эксплуатации, границы зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно питьевого назначения могут пересматриваться. Для этого снова разрабатывается проект и утверждается в аналогичном порядке.

Кто обеспечивает реализацию проекта

Итак, есть проект ЗСО — но кто должен осуществлять его реализацию? Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения обеспечивается разными исполнителями.

  1. В пределах I пояса – это организации, на балансе которых находится водопровод, либо отвечающие за коммунальное хозяйство населённого пункта.
  2. За санитарное состояние 2 и 3 поясов отвечают владельцы тех предприятий, которые могут нанести урон качеству воды в источнике.

Контроль над деятельностью этих субъектов осуществляют учреждения Госсанэпиднадзора РФ. Они же согласовывают планы мероприятий по улучшению ситуации и контролируют качество воды.

Обратите внимание! Выполнение требований СанПиН является обязательным, поэтому владельцев водопроводов и прочих объектов, располагаемых в охраняемой зоне, отсутствие проекта ЗОС от ответственности не освобождает.

Определение размеров охранной зоны и границ её поясов

Насколько далеко простирается ЗСО источников питьевого водоснабжения? Есть несколько факторов, которые и определяют размер зоны.

  • Тип источника, который может быть поверхностным или подземным;
  • Характер возможного загрязнения (химический либо бактериологический);
  • Для подземных водозаборов – степень естественной защиты от попадания загрязнений с поверхности;
  • Гидрогеологическая обстановка и её особенности.

Могут присутствовать и другие факторы, принимаемые во внимание (температура воды, наличие в ней осадков и т.д.).

Где проходит граница I пояса

По поводу определения границ первого пояса, в СанПиН даётся достаточно подробная инструкция. И вот её основные пункты:

  • Подземный водозабор не должен располагаться на территории жилых застроек или промпредприятий. Исключения могут быть, но только если доказана обоснованность подобного решения.
  • Если подземный источник является защищённым естественными условиями, то граница первого охранного пояса должна находиться минимум в 30 метрах от него. Когда есть опасность загрязнения недостаточно защищённого водозабора, то граница первого пояса простирается уже на 50м.

Схема поясов ЗСО

  • Если речь идёт не об одной, а о группе скважин, то отсчёт дальности границы 1 пояса ведётся от крайней скважины. Эти границы могут сокращаться только в том случае, когда водозабор защищённого типа находится на территории определённого объекта, и путём гидрогеологического обследования доказано, что вероятность загрязнения прилегающей к источнику почвы сведена к нулю.
  • Обсуждаемый нами документ разъясняет, какие именно источники являются защищёнными. Это подземные воды, заключённые между двумя водоупорными пластами, как показано на фото.

Межпластовые воды, находящиеся между водоупорными породами, защищены от попадания в них загрязнений с поверхности

Примечание: Из всех пород грунта, только одна обладает отменными водоупорными свойствами – и это глина. Вода сквозь неё просачивается очень и очень медленно, успевая за это время капитально очиститься. Между слоями глины залегают: ближе к поверхности – водоносные пески, а более глубоко – известняки. Воды, залегающие в известковых слоях, называют артезианскими.

  • Соответственно, недостаточно защищёнными подземными источниками являются водные горизонты, не имеющие над собой водоупорного пласта. Их принято называть грунтовой водой – она по всей площади бассейна подпитывается верховодкой, в которой и концентрируются загрязнения.

Грунтовые воды не защищены водоупорным слоем

  • В категории незащищённых источников могут оказаться и межпластовые воды – в том случае, если в водоупорном слое есть гидрогеологические окна, соединяющие их с вышележащими, незащищёнными водоносными горизонтами. Либо, в водоупорном слое могут оказаться пласты проницаемой породы.
  • Запасы подземных вод могут пополняться искусственно – через каналы. В этом случае, граница первого пояса будет ещё шире: от водозабора в 50 метрах, а от канала – в 100 метрах. Если расстояние между подземным и поверхностным сооружением меньше 150м, то в границы первого охраняемого пояса включается вся прибрежная территория канала.

Прибрежные территории канала являются первым поясом охранной зоны

В подробности определения границ II и III поясов мы вдаваться не будем, так как они определяются путём гидродинамических расчётов. Кому это интересно, можно посмотреть видео в этой статье. Мы же уделим немного внимания комплексу мероприятий, направленных на улучшение санитарной обстановки в ЗСО.

Как уберечь источник от загрязнения

Ранее уже упоминалось, что проект ЗСО призван не просто определить границы охраняемой зоны и её поясов, но и представляет план мероприятий по поддержанию на этой территории в санитарной безопасности.

Какие требования: как единовременные, так и режимные, предъявляет по этому поводу СанПиН?

Сначала, что касается 1 пояса:

  • Его территория должна быть спланирована так, чтобы обеспечить отток поверхностных вод за пределы зоны. Кроме того, её необходимо оградить, озеленить и решить вопрос с охраной. К сооружениям, расположенным на данной территории должны вести дорожки – не протоптанные, а имеющие твёрдое покрытие.

Установка ограждения на границе первого пояса

  • В границах первого пояса не разрешается:
    1. Любое строительство (не считая реконструкции или ремонта самого водозабора);
    2. Высадка высоких деревьев;
    3. Применение удобрений и химически активных веществ;
    4. Проживание людей.
  • Имеющиеся на территории здания обязательно должны быть обеспечены системой водоотведения – и не выгребными ямами, а нормальной канализацией. Очистные сооружения, в которые будут отводиться эти стоки, должны располагаться за пределами границы 1 пояса. В порядке исключения, если нет канализации, могут быть разрешены герметичные накопители, исключающие вероятность просачивания сточных вод в грунт. В этом случае, освобождение приёмника осуществляется путём ассенизации и вывоза.

По 2 и 3 поясам предпринимаются такие меры:

  • Территория обследуется на предмет поиска заброшенных либо действующих, но дефектных скважин, через устья которых может произойти загрязнение водоносного горизонта.
  • Никакое строительство, в том числе и бурение новых водозаборных скважин, не может производиться здесь без согласования с органами санэпиднадзора. Запрещена разработка недр с целью хранения отходов, а так же закачка в подземные пласты переработанных вод.
  • В пределах этих двух поясов не разрешается устраивать склады для ГСМ, всевозможных хранилищ для промышленных стоков и отходов, представляющих опасность химического загрязнения. Размещение таких объектов допустимо, если источник защищённый, да и то – только в пределах третьего пояса.
  • Кроме указанных ограничений, на всех поясах охраняемой зоны не допускается рубка леса и размещение:
    1. фильтрационных и ассенизационных полей;
    2. кладбищ и могильников для скота;
    3. предприятий по разведению животных и птицы;
    4. силосных и навозных ям.

В пределах первого пояса нормы запрещают выпас скота, даже купание и стирку. Во втором уже разрешён водный туризм и рыбная ловля — но при условии обеспечения определённых требований гигиены.

В общем, охрана источников водоснабжения от загрязнений поддерживается на всём этапе работы водозабора довольно разветвлённым планом мероприятий, которые направлены на сохранение чистоты питьевой воды.

Участок попал в санитарную зону питьевого источника

Уважаемый читатель, в этой статье мы поговорим о таком ограничении земельного участка, как пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения.

В статье мы рассмотрим, какие есть запреты, связанные попаданием в эти пояса , в том числе случаи, когда такие запреты и сама зона установлены необоснованно. Также мы укажем как оспорить утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения, как можно преодолеть Отказ в предоставлении в собственность земельного участка в ЗСО.

СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Пояс санитарной охраны (зоны санитарной охраны источников водоснабжения- ЗСО) устанавливается для точки забора питьевой воды из водоема или же подземного источника. ЗСО устанавливается для охраны точки водозабора от загрязнения.

Смысл в том, чтобы на участках , находящихся в границах этой зоны не производилась деятельность, в результате которой в водоем с точкой забора питьевой воды попали бы какие-то загрязняющие вещества.

И чтобы мы с Вами когда открываем у себя дома кран , то пили бы чистую воду не зараженную всякими микробами и вирусами.

Для этих целей главным санитарным врачом утверждены специальные санитарные нормы , именуемые СанПиН. Как раз таки СанПиН 2.1.4.1110-02 и предусмотрено три пояса санитарной охраны от источника питьевого водоснабжения.. Стоит отметить, что на уровне Москвы и Москвы и Московской области установка пояса ЗСО регулируются несколько иным образом, чем в остальной части РФ, об этом мы поговорим в отдельной статье.

Водозабор зоны санитарной охраны пояса

Первый пояс санитарной охраны самый жесткий по ограничениям, в нем нельзя почти ничего делать за исключением того , чтобы возводить сооружения , которые будут обслуживать водозаборную насосную станцию или же предотвращать водоем от загрязнений.

Второй пояс уже менее жесткий по требованиям, но все же ряд ограничений сохраняется. Так , например во втором поясе не допускается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды.

При попытке выкупить землю во втором поясе санитарной охраны будет получен отказ администрации в предоставлении земельного участка. В первом втором поясе запрещена приватизация земельных участков, возможна только аренда (ст.27 Земельного кодекса РФ).

Третий пояс санитарной охраны содержит наименее жёсткие ограничения, в нем уже , например можно оформлять в собственность земельные участки.

В ряде случаев можно столкнуться и с отказом в строительстве дома на участке, находящемся во втором и третьем поясе СЗО.

Мы рассмотрим вопрос возможности строительства в ЗСО питьевых источников в отдельной статье.

Карта зоны санитарной охраны

Далее поговорим о том, откуда мы можем узнать о наличии зоны санитарной охраны водозаборов.

Первое и основное где мы должны увидеть границу зоны санитарной охраны это выписка из ЕГРН, до 2022 года сведениях об всех ограничения должны внести в реестр недвижимости и при заказе выписке из ЕГРН мы эти сведения с 2022 года должны будем обязательно увидеть.

Также эти данные зоны санитарной охраны источников питьевого назначения содержаться в карте зон с особыми условиями в правилах землепользования застройки соответствующего поселения.

Однако в карте зонирования сведения о наличия поясов не всегда отражены правомерно, что в свою очередь создает для владельца участка определенные проблемы, связанные, например с невозможностью приватизировать участок или же возвести на нем какой-то объект.

В нашей практике были случаи, когда на карту зон с особыми условиями наносились зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов в то время , как точки забора питьевой воды вообще не существовало.

То есть проектировщик по случайности нанес эту зону на карту, а районная администрация и другие органы, которые утверждают правила землепользования и застройки это все по невнимательности пропустили. Был сделан ряд запросов в государственные и местные органы с вопросом почему цчасток попал в зону санитарной охраны питьевого источника водоснабжения.

Путем переговоров с местными органами и Роспортребнадзором нам удалось доказать, что пояс санитарной охраны установлен неправомерно и снять запрет на приватизацию земельного участка.

В другом случае выяснилось, что хотя точка заборы питьевой воды и есть , но проекта поясов санитарной охраны в установленном порядке не разрабатывалось не утверждалось, и границы этих поясов нанесены произвольно, что позволило в суде признать неправомерность ее установления для конкретного участка.

Организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, судебная практика

Важным момент является то, что Верховный суд РФ указывает на необходимость разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения , а без этого проекта считает зону не установленной.

Приводим правовую позицию, содержащуюся в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2019 N 75-АПА19-5.:

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Важно. Стоит отметить, что если пояс установлен неправомерно, то подавать заявление о признании незаконным отказа администрации не совсем верный шаг. Обжаловать нужно сам факт наличия пояса, например его отражение в картах зон с особыми условиями использования территории в Правилах землепользования и застройки и генерального плана.

Что делать если участок попал в зону ЗСО, Пример из практики

Приведем конкретный пример из нашей практики, когда пояс санитарной охраны фактически отсутствовал, хотя и был нанесен в карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки.

Предыстория: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство), рассмотрев заявление гражданина отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование своей позиции указало , что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

В рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность Министерством был подготовлен и направлен в адрес администрацию района, которая ответила, что согласно картам зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана и Правил землепользования и застройки участок расположен в границах второго пояса.

В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

С целью выяснения наличия проектных документов для указанной зоны, а также условий ее нанесения на карту зонирования были сделаны запросы:

— Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзорные и согласовательные функции в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

— Администрацию муниципального района Республики Карелия –органе согласовавшим установление такой зоны и участвовавшим в разработке Правил землепользования и застройки.

— Администрацию сельского поселения муниципального района Республики Карелия непосредственно вносившим пояс санитарной охраны в карту зонирования Правил землепользования и застройки.

— Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия орган власти уполномоченный на согласование и утверждение зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Из ответа Администрации муниципального района республики Карелия, пришел ответ, что второй пояс санитарной охраны нанесен на карту зонирования ошибочно. В поселке отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и управление Роспотребнадзора ответили, что информация о расположении в поселке источника водоснабжения в Министерстве отсутствует, проект зон санитарной охраны водных объектов отсутствует.

Таким образом отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Таким образом было выявлено, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованным и незаконным, так для указанной территории ограничений в виде поясов Санитарной охраны не установлено, а карте зонирования он указан по признанию самой же районной администрации ошибочно.

Исходя из полученных ответов были сделаны следующие правовые выводы:

  1. Пояс санитарной охраны ошибочно нанесен на карту зонирования. В поселке отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.
  2. Исходя из ответов на запросы поступивших из Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по республике Карелия проекты ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения в поселке не утверждались. Следовательно, правовые основания для нанесения ее на карту зонирования отсутствовали. Таким образом Установление зон санитарной охраны было незаконно.
Ссылка на основную публикацию