Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Договор водоснабжения и водоотведения: тарифы, порядок оплаты, права и обязанности сторон

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 03 июня 2016

Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.

В соответствии с названными Правилами подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договора о подключении.

Заявитель, планирующий осуществить подключение объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц – фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов, перечисленных в п. 90 названных Правил.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем должно осуществляться подключение, и оценивает техническую возможность подключения.

В случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).

Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 календарных дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Подключение объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.

Правила заключения договоров ресурсоснабжения

При заключении договора энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и договора поставки газа между УО и РСО на поставку ресурса для обеспечения собственникам коммунальной услуги и для содержания общего имущества нужно соблюдать обязательные требования, которые определены в ПП РФ от 14.02.2012 № 124 .

Порядок заключения договора ресурсоснабжения

УО, которая по договору управления содержит общее имущество и предоставляет собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, обращается в РСО с заявкой (офертой), чтобы заключить договор на приобретение конкретного ресурса ( п. 4 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).
Сделать это нужно не позднее чем через 7 дней со дня вступления в силу договора управления МКД, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
К заявке нужно приложить ( п. 6 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ):

  • правоустанавливающие документы исполнителя: свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учёт в налоговом органе, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, – копия паспорта гражданина РФ);
  • лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД – для управляющих организаций;
  • документы, которые подтверждают наличие у исполнителя обязанности по содержанию ОИ в МКД и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги или обязанности по содержанию ОИ в МКД в случае, если договор заключается в этих целях;
  • документы, которые подтверждают факт подключения МКД к централизованным инженерным сетям, по которым подаётся соответствующий ресурс;
  • при наличии общедомового прибора учёта – документы о его введении в эксплуатацию;
  • если собственники помещений в МКД приняли решение о прямых расчётах с РСО за все или некоторые коммунальные услуги, то нужно приложить протокол общего собрания собственников, на котором такое решение было принято;
  • документы, в которых содержатся сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений, включая помещения, входящие в состав ОИ;
  • другие документы, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения в сфере энергетики.

Документы, которые подтверждают обязанность исполнителя предоставлять конкретную коммунальную услугу и обязанность по содержанию общего имущества в МКД ( п. 7 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ):

  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором было принято решение о выборе управляющей организации в качестве способа управления;
  • протокол общего собрания, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой в РСО;
  • договор управления МКД, если он заключён.

Если управляющая организация выбрана по конкурсу, то такими документами будут:

  • протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации
  • договор управления МКД, если он заключён.

Если управляющая организация привлечена для управления домом ТСЖ, ЖК или ЖСК, то в таком случае потребуются:

  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе УО;
  • договор управления МКД, заключённый между товариществом или кооперативом и УО.

Могут быть предоставлены как оригиналы, так и копии документов. Копии должны быть заверены руководителем УО или уполномоченным лицом. Можно предоставить одновременно и копии, и оригиналы. После сверки оригиналы будут возвращены.

Даже если документы представлены не в полном объёме или неправильно оформлены, это не может являться причиной для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. О недочётах нужно уведомить исполнителя в течение 5 рабочих дней с того момента, как документы были получены. Для того, чтобы всё исправить, отводится 30 дней. Если в этот срок документы не будут предоставлены, то рассмотрение заявки прекращается.

Бывает, что в РСО с заявками по одному и тому же дому обращаются несколько организаций. В таком случае РСО приостанавливает рассмотрение таких заявок, пока не будет выяснено, какая именно организация заключает договор правомерно. Такие проверки осуществляет орган ГЖН. Иногда такое решение принимается уже в суде ( п. 9 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Если РСО поставляет ресурс в дом, но договор ресурсоснабжения при этом не заключён, в таком случае она может направить исполнителю заявку на заключение договора вместе с проектом такого договора ( п. 10 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Когда заявка на заключение договора была отправлена, на ответ другой стороне даётся 30 дней ( п. 11 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Если в течение этого срока:

  • не было получено согласия на заключение договора ресурсоснабжения на предложенных или иных условиях
  • был получен отказ от заключения договора

в таких случаях сторона, направившая заявку, может обратиться в суд. Если заключение договора ресурсоснабжения для второй стороны обязательно, то суд может обязать её заключить такой договор.

Исполнитель может отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, если у него уже есть договор на поставку этого ресурса с другой РСО. Также отказаться от заключения можно, если нет технической возможности поставлять конкретный ресурс в дом, так как дом не подключён к инженерным сетям. Ответ с отказом и указанием причин нужно отправить в РСО также в течение 30 дней ( п. 12 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

РСО также может отказать в заключении договора. Причиной может быть ( п. 13 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ):

  • отсутствие подключения дома к инженерным сетям
  • наличие уже заключённого договора ресурсоснабжения по дому
  • у УО нет лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Кроме того, в некоторых случаях РСО не обязана заключать договор ресурсоснабжения, если это предусмотрено нормативными актами в сфере ресурсоснабжения.

О своём отказе и его причинах РСО уведомляет в письменном виде в течение 5 рабочих дней.

Договор ресурсоснабжения

Договор вступает в силу с момента, когда он будет подписан последней стороной ( п. 15 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ). Условия договора можно применить и к ранее возникшим отношениям. Датой начала работы по договору в таком случае будет считаться дата начала поставки коммунального ресурса, но не ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям и приобретать коммунальный ресурс для содержания ОИ в МКД.
Существенными условиями договора являются ( п. 17 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ):

  • предмет договора – вид коммунального ресурса, который будет поставляться в дом;
  • дата начала поставки ресурса;
  • показатели качества ресурса;
  • порядок определения объёмов ресурса;
  • порядок определения цены договора исходя из тарифов;
  • порядок оплаты коммунального ресурса, при этом расчетный период – это 1 календарный месяц;
  • другие существенные условия, которые определяются нормативными актами в сфере ресурсоснабжения.

Важно, чтобы в договоре ресурсоснабжения был предусмотрено условие разграничения ответственности сторон за качество поставляемого ресурса. Если в договоре не определено это условие, то по умолчанию граница находится там, где внутридомовые инженерные сети подключаются к централизованным сетям ( пп. «а» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Эта граница определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Копии этих документов прилагаются к договору.

Нужно определить, как будут взаимодействовать стороны в случае, если потребитель будет жаловаться на качество или объём поставляемой коммунальной услуги ( пп. «б» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Кроме того, в договоре следует прописать условие об обслуживании внутридомовых и централизованных инженерных сетей – кто и за что будет отвечать ( пп. «в» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Стороны имеют обязанность по информированию, если было выявлено, что к внутридомовым сетям кто-то несанкционированно подключился. Поэтому в договоре надо определить, как стороны будут взаимодействовать в таком случае и как будет осуществляться перерасчёт по оплате коммунальных ресурсов.

Так как согласно требованиям законодательства о повышении энергетической эффективности нужно определить, кто оборудует дом общедомовым прибором учёта и обеспечивает его работу и правильную эксплуатацию в течение всего срока действия договора. А также порядок снятия и предоставления показаний приборов учёта и другой информации, которая позволяет определить объём потребленного коммунального ресурса. Обычно, если иное не предусмотрено договором, исполнитель предоставляет информацию до 1 числа месяца, который следует за расчётным ( пп. «д» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 )

Кроме того, следует прописать порядок действий и порядок расчётов в случае, если общедомовой прибор учёта неисправен ( пп. «з» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Нужно определить, как будут сниматься показания приборов учёта и кто будет подписывать акты, в которых будут отражаться эти показания, в случае, если сведения о МКД будут исключены из реестра лицензий или будет аннулирована лицензия самой управляющей организации ( пп. «в» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

УО обязана уведомлять РСО о сроках проверки сведений о показаниях приборов учёта электрической энергии, которые предоставляют собственники помещений в МКД. И РСО тоже должна уведомлять УО о сроках своих проверок показаний приборов и их состояния, так как исполнитель может принимать в них участие ( пп. «е» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

РСО должна предоставлять УО информацию о показаниях индивидуальных приборов учёта или другую информацию, на основании которой рассчитывается объём потреблённого ресурса ( пп. «е(1)» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

В договоре нужно прописать эти обязанности сторон, а также, каким образом и в каком порядке будет осуществляться передача информации.

Если РСО необходимо подключить общедомовые приборы учёта к автоматизированным информационно-измерительным системам, которые помогают в учёте ресурсов и передачи показаний приборов учёта, УО должна предоставить ей такую возможность, а также посодействовать при подключении таких систем к индивидуальным приборам учёта ( пп. «ж» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

При этом такие расходы не должны возлагаться на потребителей и РСО не вправе требовать от УО компенсации, если только собственники на общем собрании не приняли решение включить эти расходы в плату за содержание и ремонт жилого помещения ( пп. «ж» п. 18 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

Помимо этого, если в субъекте РФ принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то необходимо определить обязательства сторон по передаче информации, которая предусмотрена нормативными актами.

В договоре нужно прописать и порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае аварий и в случае проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей .

Если у исполнителя КУ есть задолженность перед РСО, которая превышает стоимость коммунального ресурса за один месяц, то РСО тоже может ограничить или приостановить поставку ресурса и такой порядок тоже нужно прописать. Эти меры не должны затрагивать тех потребителей, кто добросовестно оплачивает коммунальные услуги.

УО имеет право отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, если её обязанности по содержанию общего имущества или оказанию конкретной КУ прекращены. В этом случае все счета нужно закрыть – оплатить в полном объёме весь коммунальный ресурс, который был поставлен на момент расторжения договора. Если на момент расторжения договора у УО были какие-то иные обязательства перед РСО, они также должны быть исполнены полностью.

РСО может отказаться от выполнения условий договора в одностороннем порядке, если исполнитель коммунальной задолжал более чем за 3 месяца. Такой порядок расторжения договора не должен затрагивать интересы тех потребителей, которые платят добросовестно. Соответственно, РСО может поставлять коммунальный ресурс таким потребителям вплоть до момента заключения договора ресурсоснабжения с другим исполнителем или до момента заключения договора управления напрямую.

РСО может информировать потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности.

Качество и объём КР

Когда в договоре ресурсоснабжения оговаривается качественные и количественные показатели поставляемого ресурса, нужно учитывать, что УО должна иметь возможность обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД и предоставлять коммунальную услугу, которая будет соответствовать всем требованиям ( п. 20 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).
При установлении порядка, в котором будет определяться объём поставленного и потреблённого ресурса нужно учитывать следующее ( п. 21 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ):

  • Объём ресурса, который был поставлен в дом, определяется по показаниям общедомового прибора учёта за расчётный месяц.
  • Из показаний прибора учёта вычитается тот объём ресурса, поставленного в нежилые помещения, собственники которых заключают договор напрямую с РСО.

Это расчёт для случая, когда ОДПУ учитывает объём таких поставок.

Порядок расчёта объёма поставленного коммунального ресурса в случаях, если дом не оборудован ОДПУ, он вышел из строя или исполнитель КУ не предоставляет информацию о показаниях, указан в п. 21 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 .

Стоимость КР

Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным законодательством РФ ( п. 22 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).
Стоимость коммунального ресурса, который используется для содержания общего имущества в доме, рассчитывается с использованием цен, которые установлены для населения.
Если к тарифам устанавливаются какие-то надбавки, то при расчёте стоимости КР они тоже должны учитываться.
Если все ИПУ в квартирах и ОДПУ в доме позволяют использовать различные тарифы, например, в зависимости от времени суток и имеют одинаковые функциональные возможности, то стоимость КР, который потребляется при использовании общего имущества, рассчитывается с учётом этих особенностей, в остальных случаях – стоимость рассчитывается без учёта дифференцированного тарифа.
Если РСО поставляет ресурс ненадлежащего качества или с перерывами, которые превышают установленную продолжительность, то стоимость КР должна быть пересмотрена за этот период.
В некоторых случаях стоимость коммунального ресурса рассчитывается по нормативу, но с применением повышающего коэффициента:

  • если есть обязанность и техническая возможность установить ОДПУ, но он не установлен;
  • если ОДПУ вышел из строя или истёк срок его эксплуатации, но прошло уже 3 месяца, а его работа не была восстановлена;
  • если исполнитель коммунальной услуги не предоставляет сведения о показаниях ОДПУ в установленные сроки;
  • если исполнитель КУ 2 или более раз не допустил представителей РСО для проверки состояния прибора учёта.

Если есть акт технического осмотра, который подтверждает, что нет возможности установить ОДПУ, – в таком случае повышающий коэффициент не применяют.

Коэффициент 1,5 применяется при расчёте стоимости горячей воды, холодной воды и электроэнергии, потреблённых на содержание общего имущества

Для тепловой энергии повышающий коэффициент – 1,1.

Повышающий коэффициент

Нельзя применять повышающий коэффициент к нормативу в при расчёте оплаты за КУ в следующих случаях:

  • к лицам, принявшим помещение по акту от застройщика ( п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ ) и застройщику ( п.п. 7.2 и 7.4 ст. 155 ЖК РФ );
  • к наймодателю помещения по социальному найму либо специализированного жилищного фонда ( п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ ), к арендатору помещения ( п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ );
  • к собственнику помещения в ветхом, аварийном объекте, объекте, подлежащем сносу или капремонту до 2013 года, а также объекте, где мощность потребления электрической энергии п. 23 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).
    РСО несёт ответственность за поставку ресурса ненадлежащего качества и объёма. Меры ответственности при несоблюдении этого условия нужно прописать в договоре.
    Кроме того в договоре ресурсоснабжения нужно прописать:
    • порядок оплаты коммунального ресурса;
    • порядок и форму предоставления информации о расчётах и задолженности;
    • порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчётов по договору.

    В договоре можно предусмотреть, что РСО будет информировать потребителей о состоянии расчётов исполнителя за коммунальный ресурс по соответствующему договору ресурсоснабжения, но не чаще 1 раза в месяц.

    Оплата КР в РСО

    Если собственники помещений в МКД на общем собрании приняли решение о внесении платы напрямую в РСО, то в договоре нужно прописать ( п. 25 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 ).

    • порядок, сроки и форму, в которой РСО будет предоставлять информацию в УО об оплате, поступившей от потребителей;
    • порядок, сроки и форму, в которой РСО будет предоставлять информацию о задолженности исполнителя по оплате за КР отдельно по платежам потребителей и по платежам за соответствующую коммунальную услугу, которая была использована для содержания общего имущества;
    • условие о том, что при осуществлении сверки расчётов начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части платы за КУ на содержание общего имущества и платы за КУ потребителей указываются раздельно;
    • как будут взаимодействовать РСО и УО при приостановлении или прекращении поставки какой-то коммунальной услуги тем потребителям, которые имеют задолженности;
    • исполнитель КУ должен нести ответственность за невыполнение требований РСО по ограничению или прекращению поставки ресурса потребителю, который имеет задолженность, в том случае, если есть такая техническая возможность;
    • порядок внесения платы.

    Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

    Договор водоснабжения и водоотведения: тарифы, порядок оплаты, права и обязанности сторон

    Договор на оказание услуг

    Порядок заключения

    В этом разделе мы подготовили информация, касающуюся заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров по транспортировке воды, договоров по транспортировке сточных вод с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    1. Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее – заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
    2. Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
      При направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров.
    3. В случае поступления заявок от нескольких абонентов или в период действия ранее заключенного договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении одних и тех же объектов (в том числе при совпадении части объектов) рассмотрение заявок абонентов может быть приостановлено организацией водопроводно-канализационного хозяйства не более чем на 30 дней для представления лицами, подписавшими заявки абонентов, доказательств наличия у них правомочий заключить соответствующий договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, а именно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведений из Единого государственного реестра недвижимости) в отношении объектов, указанных в заявке абонента, а также договора, протокола или иного документа, выражающего согласованную волю абонентов, являющихся собственниками помещений в одном объекте (в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, – заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих права абонента на земельный участок, на котором располагается подключаемый объект). В случае если недостающие сведения и (или) документы, позволяющие однозначно определить правомочность и полномочия абонента, не будут представлены абонентом в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить ее рассмотрение и возвратить ее с указанием причин возврата.
    4. В случае если заявка абонента отвечает требованиям Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров.
    5. Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
      В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”, настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
    6. Абонент в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, извещение об акцепте на иных не противоречащих положениям Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”, настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом) условиях (протокол разногласий). Протокол разногласий, подписанный абонентом, направляется им в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение такого протокола организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
    7. В случае направления абонентом протокола разногласий в течение 30 календарных дней со дня получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола разногласий известить абонента о принятии договора в редакции абонента либо об отклонении протокола разногласий.
      При отклонении организацией водопроводно-канализационного хозяйства протокола разногласий либо неполучении абонентом извещения о результатах его рассмотрения в указанный в абзаце первом настоящего пункта срок абонент вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
    8. Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются на срок, указанный в договоре. Если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключении договора на иных условиях, соответствующих требованиям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, срок действия договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения продлевается на тот же срок и на тех же условиях.
    9. При переходе прав на объекты, в отношении которых заключен договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, такой договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о переходе прав на объекты, представленном абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном соответствующим договором, но не ранее даты получения такого уведомления организацией водопроводно-канализационного хозяйства, либо с даты заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с лицом, к которому перешли эти права, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

    Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ

    Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.

    Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

    Что понимается под коммунальными услугами

    Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

    В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

    Коммунальный ресурс Коммунальная услуга
    Холодная питьевая вода Холодное водоснабжение
    Горячая вода Горячее водоснабжение
    Сточные воды Водоотведение
    Электрическая энергия Электроснабжение
    Газ, включая баллоны Газоснабжение
    Тепловая энергия Отопление
    Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

    Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

    В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

    При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

    Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.

    Как выбрать способ определения поставщика

    Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

    Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.

    В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:

    • не готовит документацию и извещение;
    • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
    • изменяет любые существенные условия заключенного договора;
    • не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
    • не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.

    Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

    Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.

    В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

    Как составить проект контракта

    Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

    Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

    • наименование заказчика и исполнителя;
    • объект закупки;
    • ИКЗ;
    • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
    • цена контракта, порядок расчетов;
    • права и обязанности сторон;
    • условия об ответственности;
    • срок действия договора;
    • реквизиты сторон.

    При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

    • цена контракта необязательно является твердой;
    • для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
    • нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
    • государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
    • при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
    • в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
    • договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
    • в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.

    Как выбрать поставщика коммунальных услуг

    Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

    1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.

    2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

    • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
    • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

    Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.

    3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

    • помещение заказчика — нежилое;
    • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
    • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

    4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

    • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
    • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

    Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

    Как запланировать и заключить контракт

    Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

    1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
    2. Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
    3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

    Как внести сведения в ЕИС

    Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:

    Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

    Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

    Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».

    Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.

    Шаг 5. Найти позицию в план-графике.

    Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:

    • предмет контракта;
    • дата заключения;
    • номер контракта;
    • сроки его исполнения;
    • сумма расходов;
    • иные сведения.

    Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.

    Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:

    • наименование;
    • ОКПД 2;
    • единица измерения;
    • количество;
    • стоимость.

    Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.

    Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.

    Шаг 11. Отправить контракт на контроль, нажав на кнопку «Направить на контроль и разместить».

    Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:

    Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

    Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

    Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.

    Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».

    Шаг 5. Внести изменения.

    Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.

    Шаг 7. Подписать файлы и отправить на контроль.

    Как принять и оплатить услуги

    Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

    При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

    • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
    • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
    • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
    • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

    ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.

    Договор водоснабжения и водотведения

    Подробно рассмотрен договор водоснабжения и водоотведения, заключенный между Абонентом и Субабонентом. Расписаны права и обязанности сторон, указан предмет договора и порядок разрешения спорных вопросов.

    Потребителями услуг водоснабжения и водоотведения, предоставляемых специализированными организациями, являются не только промышленные предприятия, а, в первую очередь, рядовые граждане, жители города. С каждым потребителем данных услуг должен быть заключен Договор водоснабжения, детально регулирующий все права и взаимные обязанности сторон, порядок решения возможных спорных вопросов между ними. (См. также: Промышленное водоснабжение предприятий)

    Договор заключается со следующими потребителями услуг водоснабжения и водоотведения:

    В многоквартирном доме:

    — с организованным собственниками жилых помещений Товариществом,

    — с кооперативами – жилищным, жилищно-строительным, специализированным потребительским кооперативом;

    — с собственником помещения в этом многоквартирном доме.

    В жилом доме – с собственниками этого дома, или с лицом, уполномоченным им предоставлять коммунальные услуги.

    Рисунок 1: Заключение договора водоснабжения

    Чтобы умело и грамотно отстаивать свои законные потребительские права, их необходимо детально изучить. Поэтому прежде, чем заключать субабонентский договор водоснабжения с предприятием, предоставляющим такие услуги, стоит ознакомиться с типовым образцом такого документа. Предлагаемый ниже образец договора, заключаемого с каждым пользователем услуг водоснабжения в городе, детально регламентирует все важные аспекты в данной сфере. (См. также: СНиП водоснабжение)

    1. Типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения

    Предмет Договора

    В соответствии с условиями Договора, Абонент обязуется предоставлять услуги водоснабжения и водоотведения Субабоненту, а Субаббонент обязуется осуществлять оплату оказанных услуг;

    Услуги водоотведения и водоснабжения Субабоненту предоставляются для осуществления бытовых потребительских целей, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.

    Рисунок 2: Проект водоснабжения

    2. Права и обязанности Абонента и Субабонента

    Права Абонента:

    осуществлять проверку состояния канализационных и водопроводных систем Субабонента, обследование приборов и устройств, установленных на них;

    осуществлять проверку показаний счетчиков потребляемой воды, контролировать рациональность водопотребления Субабонентом.

    заблаговременно предупредив Субабонента, прекращать подачу ему воды в следующих случаях:

    — нарушения либо невыполнения условий, которые представляет типовой договор водоснабжения;

    — несвоевременной оплаты Субабонентом оказанных услуг;

    — невыполнения Субабонентом обязанностей по ведению учета потребляемой воды;

    — возникновения угрозы аварий вследствие нарушения технического состояния оборудования сетей водопровода и канализации;

    Рисунок 3: Результат подписанного договора водоснабжения

    Обязанности Абонента:

    обеспечивать в достаточных объемах отпуск воды Субабоненту, состав и свойства которой отвечают установленным Госстандартам РФ;

    предъявлять Субабоненту платежные документы для оплаты предоставленных в предыдущем месяце услуг по водоснабжению и водоотведению, не позже 5 числа каждого месяца;

    в случае возникновения в системах водоснабжения и водоотведения аварийных ситуаций, принимать срочные меры по их предупреждению и ликвидации;

    возобновлять оказание услуг Субабоненту в 5-дневный срок после устранения допущенных им нарушений, ликвидации задолженности по оплате услуг, на основании предоставленной заявки Субабонента;

    при обращении Субабонента предоставлять ему информацию о нормативах водоснабжения и водоотведения, установленных положениями нормативных актов, а также о тарифах на данные услуги;

    сообщать об изменениях тарифов и нормативов, действующих в сфере водоснабжения, изменениях порядка оплаты услуг, путем своевременного внесения этих данных в платежный документ за текущий месяц.

    Права Субабонента:

    получать от Абонента услуги по бесперебойному и качественному водоснабжению, согласно условиям Договора и требованиям нормативных актов;

    требовать от Абонента устранения нарушений условий Договора по предоставлению услуг;

    заключить типовой договор горячего водоснабжения в случае технологического присоединения помещения к системе горячего водоснабжения.

    Обязанности Субабонента:

    своевременно, не позднее установленного данным Договором срока, вносить оплату за оказанные услуги. Сумма оплаты ежемесячно вносится на расчетный счет Абонента не позднее 10 числа.

    должным образом использовать находящиеся у него в эксплуатации водопроводные и канализационные системы, а также установленные на них приборы;

    обеспечивать сохранность счетчиков, пломб и других устройств системы водоснабжения и канализации, не допускать работы приборов в случае их неисправности, нарушении целостности пломб;

    допускать представителей Абонента для проведения им осмотра и обследования канализационных и водопроводных систем, проверки технического состояния установленных приборов и устройств, снятия показаний счетчиков потребляемой воды;

    в случае необходимости, проводить ремонт приборов учета, а также их госповерку.

    заблаговременно в письменном виде согласовывать с Абонентом вопрос о выезде его представителя с целью опломбирования приборов или с них снятия пломб;

    3.Ответственность сторон

    3.1. За невыполнение предусмотренных данным Договором условий предоставления Субабоненту услуг, Абонент несет меру ответственности в соответствии с норами действующего законодательства;

    3.2. В случае возникновения задолженности у Субабонента за предоставленные услуги, все платежи, поступающие от Субабонента, считаются погашением суммы долга, независимо от назначения платежа, указанного в платежном документе, до момента погашения этой задолженности.

    4.Форс-мажор

    4.1.Стороны освобождаются от несения ответственности за невыполнение своих обязательств по условиям, которые предусматривает типовой договор холодного водоснабжения, если такое невыполнение стало последствием форс-мажорных обстоятельств.

    Рисунок 4: Расчет стоимости водоснабжения

    5. Порядок разрешения спорных вопросов

    5.1. Споры, связанные с процессом заключения Договора, выполнения его условий, внесением изменений и расторжением Договора, решаются путем переговоров между сторонами. В случае недостижения согласия, спор передается на рассмотрение суда в установленном порядке, согласно законодательству РФ.

    5.2. В данный Договор могут быть внесены изменения в случаях:

    изменения нормативных актов, регулирующих сферу водоснабжения;

    5.3. Внесение изменений в данный Договор водоснабжения и водоотведения оформляется дополнительным соглашением Абонента и Субабонента, являющееся неотъемлемой частью Договора.

    6. Срок действия Договора

    6.1. Типовой договор водоснабжения и водоотведения начинает свое действие с момента его подписания сторонами либо с момента оплаты Субабонентом платежного документа, предоставленного Абонентом. Договор действует до «_»___ 20__ г. в части предоставления Абонентом услуг по водоснабжению и водоотведению, а в части оплаты Субабонентом за оказанные услуги — до момента погашения задолженности.

    6.2. В том случае, если за месяц до завершения срока действия данного Договора Стороны не заявят о его прекращении, внесении в него изменений, либо дополнений, считается, что Договор продлен на тех же условиях на один календарный год.

    Куда обращаться для заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения

    Вода – богатство страны, поэтому бесплатно ей пользоваться никто не может, особенно, если она подается по водопроводной сети. Поэтому между потребителем и водоканалом должен заключаться договор на поставку воды и отведение ее по канализационным системам. Для этого используют типовые договоры, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации под номером 645 от 29.07.2013 года. Договора холодного водоснабжения и водоотведения с юридическим или физическим лицом заключаются после того, как абонент предоставит документы на собственность недвижимости или земельного участка. Подается заявка в водоснабжающую организацию, где ее рассмотрят в течение 20 дней.

    1. Перечень прилагаемых документов
    2. Условия договора
    3. Условия по водоснабжению
    4. Условия по водоотведению

    Перечень прилагаемых документов

    Кроме сертификата на недвижимость или земельный участок к заявке должны прилагаться и другие документы:

    • Договор аренды или документ, подтверждающий право собственности оперативного управления аренды.
    • Если абонент не имеет права на подключение к централизованным сетям, потребуется акт разграничения ответственности (эксплуатационной) с владельцем участка трубы, подсоединенной к центральному водопроводу.
    • Для физических лиц потребуется ксерокопия паспорта. Для юридических – документ, который подтверждает полномочия человека, подписывающего договор. Обычно это доверенность.

    Если требуется провести подключение к холодному водоснабжению и водоотведению вновь возводимых объектов, к заявке необходимо дополнительно приложить:

    • технические условия подключения, которые зафиксированы в проекте строящегося здания или сооружения;
    • справку, которая подтверждает, что работы по подключению к централизованным сетям проведены строго по техническим условиям и проектно-сметной документации.

    Если необходимо провести водопровод и канализацию к нежилым строениям, то добавляется еще один документ – справка, в которой указано, что постройки к централизованным водопроводным и канализационным сетям не подключены.

    Кроме всех выше обозначенных документов к заявке необходимо приложить:

    • Копии паспортов на водосчетчики учета воды и канализационных стоков.
    • Проект монтажа учетных приборов.
    • Схема, в которой указано, в каких местах будут установлены счетчики, участки или точки отбора проб канализационных стоков и водопроводной воды.
    • План размещения всех учетных приборов и точки подключения к централизованным сетям.
    • Баланс потребления воды. Это проектная величина, основанная на количестве и видах потребителей (сантехнических приборов). Если подключение будет производиться к технологической линии по производству каких-то изделий, в баланс вносят паспортные данные оборудования с точным указанием объема потребления.

    Абонент, получивший на руки договор холодного водоснабжения и водоотведения, должен в течение 30 дней его подписать. Один экземпляр он должен передать организации, занимающейся водоснабжением и канализацией. Этот день будет началом вступления договора в действие.

    Если в течение указанного срока абонент не предоставил один экземпляр договора, то есть он не согласен с условиями получения воды и отвода канализационных стоков, водопроводно-канализационная организация в течение 10 дней должна с абонентом согласовать пункты типового договора или представить другие контракты. Это может быть отдельный договор на холодное водоснабжение, на водоотведение или единый договор на доставку воды и отвод канализационных стоков. К образцу единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения могут быть предъявлены абонентом те же претензии.

    На подписание нового контракта потребителю дается 10 дней. Если он его подписывает, один экземпляр должен быть возвращен водопроводно-канализационной компании.

    Если после согласования пунктов первого договора и урегулирования всех спорных моментов водоканал в течение 10 дней не отправил потребителю новую редакцию договорного документа, последний может обратиться в суд.

    Условия договора

    Условия по водоснабжению

    Главными условиями договора подачи воды являются:

    • Режим подачи: гарантированный объем воды, давление внутри водопровода, технологическое подсоединение. Здесь обязательно учитывается не только водопровод питьевой и технической воды, но и система пожаротушения.
    • Сроки, в которые гарантированно будет подаваться вода.
    • Качество технической и питьевой воды.
    • Порядок проведения контроля над качеством.
    • Условия снижения давления/объема либо полного прекращения подачи.
    • Какими средствами необходимо будет учитывать расход.
    • В каком порядке и в какие сроки будет производиться плата за потребленную жидкость.
    • Как и в какие сроки будет подаваться отчет за использованную жидкость. Это относится к абонентам.
    • Разграничение ответственности потребителя и водопроводно-канализационной компании. Обычно такая граница проходит по месту соединения централизованного водопровода к контуру подачи, идущей на объект собственника.
    • Права и обязанности двух сторон.
    • Ответственность двух сторон, если условия договора не будут соблюдаться.
    • Порядок урегулирования спорных моментов.
    • Условия допущения представителей водопроводно-канализационной организации к местам установки водяных счетчиков учета и к местам отбора проб.
    • Условия, по которым вода подается другим потребителям, подключенным к главной сети абонента.

    Еще одно важное условие – оплата и тарифы. Один календарный месяц является отчетным периодом. Тарификация проводится по отдельности: на питьевую воду или техническую, либо на весь объем потребляемой жидкости. Тарифы устанавливаются в соответствии с положением Федерального закона под названием «О водоснабжении и водоотведении». Нередко тарификацию проводят по другим нормативным актам.

    Условия по водоотведению

    В обязанности организации, осуществляющей водоотведение, входит прием канализационных стоков, их транспортировка, очистка и сброс в открытый водоем. Абонент же обязуется согласно контракту, в котором установлен специальный пункт, строго следить за составом сбрасываемых стоков. Этот момент зафиксирован в Федеральном Законе об окружающей среде.

    Главными условиями приема сточных вод являются:

    • режим сброса (приема) стоков;
    • какими способами и средствами производится учет;
    • при каких условиях может быть ограничен прием или полностью остановлен сброс;
    • участки отбора проб;
    • условия доступа к местам учета и отбора проб;
    • порядок контроля состава сбрасываемых стоков.

    Остальные условия полностью соответствуют договору холодного водоснабжения. Нарушение пунктов контракта регулируются сторонами самостоятельно. Если к единому мнению стороны не пришли, дело одной из сторон может быть передано в суд.

    Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст 13 (ред. от 01.07.2021)

    Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения

    1. По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

    2. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

    3. Договор водоснабжения является публичным договором.

    4. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего или холодного водоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе горячего или холодного водоснабжения, или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

    5. Существенными условиями договора водоснабжения являются:

    1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего или холодного водоснабжения, являющимися обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе горячего или холодного водоснабжения;

    2) сроки осуществления подачи воды;

    3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

    4) порядок контроля качества воды;

    5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

    6) порядок осуществления учета поданной воды;

    7) сроки и порядок оплаты по договору;

    8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

    9) права и обязанности сторон по договору;

    10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

    11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

    12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

    13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    6. Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

    6.1. Установленные тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, горячую воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.

    6.2. Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

    6.3. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

    6.4. Управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

    6.5. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

    7. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

    8. Договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию