Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Ремонт скважинного насоса своими руками: способы и профилактические меры

Как самостоятельно провести ремонт насоса для скважины

Скважина на приусадебном участке дает возможность свободного доступа к воде вне зависимости от наличия централизованных сетей. Однако подъем воды требует установки насосного оборудования и как следствие проведения ревизий с заменой изношенных деталей. Поэтому важно знать, как выполнить ремонт погружного насоса для скважины или его обслуживание своими руками.

  1. Основные виды и причины поломок
  2. Какие работы можно провести самостоятельно и когда нужна помощь специалистов
  3. Способы ремонта своими руками
  4. Профилактические меры

Основные виды и причины поломок

Насосное оборудование нуждается в периодической чистке от ила и песка

Назвать критическую дату, после которой устройство может выйти из строя, невозможно. В технической документации указывается срок эксплуатации, вычисляемый при использовании в идеальных условиях. В локальной сети необходимость ремонта может возникнуть в любое время.

  • Конструкция погружного аппарата состоит и двух узлов: электродвигателя и насоса. Они полностью взаимозависимы, поломка одного может привести к отказу другого.
  • Устанавливать насос нужно с точным соблюдением инструкции. Чаще всего неточность при монтаже ведет к основным сбоям в его работе. Глубинный аппарат может не включиться: при низком уровне воды в скважине; если отсутствует ток из-за повреждения кабеля; при перегорании предохранителей.
  • Для двигателя характерно забивание песком или заиливание пробки-фильтра. В результате перестают охлаждаться, выходят из строя подшипниковые узлы и как следствие клинит ротор. Первым признаком данной поломки является срабатывание теплозащиты сразу после того как запущен винтовой агрегат. Кроме того, при частых перепадах напряжения в сети могут отказать реле с датчиками.

Приобретая скважинный аппарат, стоит обратить внимание на его пропускную способность. Вода в скважине должна успевать набираться во время его работы. В противном случае закачиваемые помпой ил, песок и глина, повредив крыльчатку оборудования, приведут к более серьезной поломке.

Какие работы можно провести самостоятельно и когда нужна помощь специалистов

В процессе работы устройства могут произойти любые неожиданности. Часть сбоев требует квалифицированной помощи специалистов. Но есть такие поломки, с которыми можно справиться самостоятельно.

  • Если двигатель работает, но подъем воды не происходит, одной из причин может быть заклинивание крыльчатки из-за ее замусоривания. Чтобы запустить аппарат, нужно прочистить или заменить вызывающие проблему детали. Для этого требуется разобрать скважинный насос. Изначально убирается фиксирующее крышку стопорное кольцо. Затем из корпуса извлекается и меняется вал. Процесс сборки происходит в обратном порядке. Перед окончательным запуском проверяется вращение путем кратковременного включения устройства в резервуаре с водой.
  • По достижении в гидробаке определенного давления насос должен останавливаться. Если этого не происходит, автоматика не действует. Для исправления нужна регулировка реле давления с использованием манометра либо замена этого узла. В любом случае без определенных навыков не обойтись, поэтому лучше обратиться к специалистам.
  • Если насос перестал работать, надо проверить наличие напряжения на клеммах моторного сектора и при его отсутствии заменить провод. В случае целостности проводки требуется диагностирование двигателя в сервисном центре.
  • Распространенной неисправностью является короткое замыкание в обмотке вследствие попадания в двигатель жидкости. Перегрев приводит к расплавлению изоляции и соприкосновению проводов. Такой тип ремонта доступен только в мастерских, относится к дорогостоящим услугам и не всегда оправдан.

Перед тем как подключить агрегат к системе, нужно сделать прокачку с забором проб для выявления осадка. Если взвесь не обнаружена, погружной насос можно запускать в работу. Наибольшую опасность представляют неглубокие колодцы. В скважинах более 30 метров оборудование из-за попадания песка ломается реже.

Способы ремонта своими руками

Конструкция скважинного насоса

При отказе насоса нужно отключить его от электропитания и извлечь из скважины на поверхность, после чего внимательно изучить корпус на наличие повреждений в виде вмятин или трещин. Нарушение целостности кожуха указывает на необходимость его замены. Эксплуатация с деформированной наружной оболочкой не допускается.

  1. Чтобы установить причину поломки, потребуется разборка аппарата, которую не сложно выполнить, имея базовый набор инструментов. Верхняя и нижняя часть устройства отделяются друг от друга путем откручивания фиксирующих болтов. Затем выполняется демонтаж всех деталей.
  2. Проверяются лопасти, вал, рабочие колеса нижней части на наличие повреждений и свободное вращение. Если элементы заклинило, их меняют либо аппарат утилизируется. Все зависит от конструктивных особенностей агрегата. Если в нижней части ничего не повреждено, ее собирают в обратной последовательности.
  3. Перед тем как разбирать верхний элемент, нужно закрепить корпус в вертикальном положении, чтобы не вытекло моторное масло. Такой вид насосов имеет однофазный электродвигатель с двумя обмотками и вмонтированным конденсатором, которые становятся видны сразу после снятия крышки. Тестером измеряется пусковое и рабочее сопротивление. Значение бесконечности указывает на обрыв цепи, а низкие показатели говорят о замыкании проводов. Если мультиметр нарушений не выявил, значит нужно менять конденсатор.

Сборка после ремонта выполняется в обратном порядке. Для облегчения процесса перед разборкой можно поставить метки в местах соединений и положить крепеж согласно нумерации. Водонасос располагается в жидкой среде. Поэтому нужно проверить целостность и правильное расположение прокладок, изношенные элементы заменить новыми.

Профилактические меры

Проводя 1-2 раза в год осмотры, можно избежать ремонта скважинного насоса винтового типа. Этот процесс не сложен и занимает немного времени.

  1. Аппарат извлекается из скважины. Обследуются страховочный трос и электрокабель. При обнаружении потертостей они заменяются.
  2. Насос очищается и промывается снаружи, затем осматривается. Выявляется наличие коррозии, деформации, трещин. Присутствие на аппарате большого количества загрязнений говорит о необходимости прочистки скважины.
  3. Устройство опускается в резервуар с чистой водой и включается. Посторонние звуки говорят о нарушении работы механизма и указывают на необходимость разборки.

Если до этого владелец устройства не производил ремонтов сложного оборудования, лучше не рисковать и на этом этапе передать насос в руки профессионалов.

Чтобы водопровод работал бесперебойно, требуется правильная эксплуатация оборудования. Профилактическое обслуживание позволяет своевременно выявлять и устранять неполадки.

Ремонт погружного насоса для скважины своими руками

Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.

Устранение засоров

Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.

Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.

Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4–6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение.

Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.

Проверка линии питания

Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала. При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул.

Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе. Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30–50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.

Повреждение изоляции сетевого кабеля

Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.

Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.

Отличие штанговой конструкции от монолитной

Как уже упоминалось, существует два типа конструкции скважинных насосов. Их проще всего отличить по расположению двигателя: в монолитных он расположен в верхней части общего корпуса и омывается потоком воды. В штанговых разновидностях моторный модуль крепится снизу через фланцевое соединение, валы насоса и двигателя соединены шлицевой муфтой. Забор воды ведётся в средней части корпуса через сетку и потому такие насосы в большей степени подвержены работе на сухом ходу при малом динамическом уровне скважины.

Главное преимущество штанговой конструкции — возможность определить причину неисправности без основательной разборки. После разъединения двух частей ход и люфт вала в каждой из них можно проверить по отдельности, в то время как для монолитных насосов потребуется предварительно снять все крыльчатки.

Устройство штангового погружного насоса. А — насосная часть: 1 — выходной патрубок; 2 — вал насоса; 3 — компенсационное кольцо; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — всасывающая камера; 6 — шлицевая муфта; 7 — вал двигателя; 8 — защитная сетка; 9 — рабочее колесо; 10 — подшипник рабочего колеса; 11 — проточный канал; 12 — обратный клапан. Б — двигатель: 13 — канал для отвода песка; 14 — уплотнение; 15 — обмотка статора; 16 — подшипник для снятия осевой нагрузки; 17 — упорный подшипник; 18 — система выравнивания давления; 19 — ротор; 20 — смазка; 21 — вал насоса; 22 — муфта; 23 — сетевой кабель

Есть и другие конструкционные решения. В частности, шнековые насосы устроены подобно штоковым, но забор воды выполняется в верхней части, при этом принцип работы несколько отличается. Главное преимущество — простота обслуживания насосной части: замена шнека и, при необходимости, демпферной муфты выполняется за 10–15 минут. Достаточно только открутить от 3 до 5 болтов на верхнем торце и снять внешний стакан насосного блока. Важно помнить, что двигатели шнековых насосов могут почти неограниченно работать на сухом ходу, но только если снят шнек.

Шнековый (винтовой) скважинный насос

Посторонние шумы при работе

Сразу после покупки насоса очень важно провести несколько кратковременных пусков на сухом ходу и один-два продолжительных пуска с погружением в ёмкость с водой. При этом оценивается и запоминается характер шума при работе.

Смена тональности звука может свидетельствовать о несоответствии питающего напряжения. При сильном его падении гул двигателя будет более низким и натужным, если такой насос опустить в скважину, он может попросту не поднимать воду на нужную высоту даже будучи полностью исправным. Слишком высокая тональность может быть следствием того, что насос не передаёт вращение на крыльчатки или иной рабочий орган. Причиной может быть лопнувший вал, сточенные шлицы на соединении штоков или разбитые посадочные места рабочих колёс.

Наличие воя (пения) при работе — характерный признак повышенного трения в опорных подшипниках. О разбитых сепараторах может говорить треск или сильно выраженная вибрация. Крайний случай — заклинивание валов, при этом двигатель насоса натужно гудит, но не вращается.

Ревизия моторной части

Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.

В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.

Статор двигателя скважинного насоса

Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.

Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.

Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель

Ревизия насосного механизма

Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.

В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3–5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.

Винт и втулка для шнекового насоса

Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.

Ремонт скважинных насосов: как делать правильно

Ремонт насосов скважинных

Когда перестал работать насос в скважине возникает проблема обеспечения водой приусадебного участка и частного дома. Во время работы устройство подвергается действию различных вредных факторов окружающей среды, что требует постоянного надзора за исправностью агрегата.

При эксплуатации системы водоснабжения возникают две частых проблемы: загрязнение ее и износ оборудования от долгой эксплуатации. Как выполнить ремонт скважинных насосов самостоятельно предлагается узнать из этой статьи.

Как предотвратить неисправность насоса

Любую поломку всегда гораздо проще предотвратить, чем после устранять.

Совет: Идеальным вариантом является проведение профилактического осмотра и обслуживания. Делать это необходимо не меньше одного раза в год, а лучше дважды –осенью и весной.

Для проведения профилактики необходимо:

  • Достать насос из скважины. Эта работа бывает не всегда простой, особенно если скважина имеет большую глубину, а оборудование весит до 50 килограммов. Работу лучше производить с помощником.
  • После того как агрегат был извлечен из источника, нужно осмотреть шланг для скважинного насоса, подвесной тросик и кабель для подачи электроэнергии.
  • Проверяется корпус на наличие его повреждений, загрязнений, отсутствие очагов коррозии.
  • Насос нужно ненадолго запустить и послушать его работу, любой посторонний звук может свидетельствовать о возникновении неполадок.
  • Периодическая проверка и очистка помогают значительно снизить вероятность возникновения неисправностей.
  • Присутствие песка и ила на насосе свидетельствует о том, что скважину необходимо раскачать, иначе заиливание может привести к поломке насоса, устранить которую вряд ли удастся.

Причины, вызывающие выход насоса из строя

Схема устройства насоса в скважине

Самой распространенной причиной, которая приводит к выходу насоса из строя, является его эксплуатация без соблюдения правил. Часто владельцы скважин, предназначенных для обеспечения водоснабжения, игнорируют, чтобы четко выполнялись требования, которые предъявляет инструкция по эксплуатации оборудования и предписания, указанные в паспорте на него.

Самыми большими причинами, вызывающими замену скважинных насосов, могут быть:

  • Оборудование используется большей мощности, чем необходимо. Многие считают, что в этом случае можно изменить объем подачи, а на практике это приводит лишь к всасыванию песка, что провоцирует поломку крыльчатки.

Чугунная крыльчатка насоса

  • Организация плохого качества электроснабжения.
  • Постоянные перепады напряжения или регулярные отключения и включения не смогут долго выдерживать даже самые надежные насосы, цена которых достаточно высокая.
  • Ил или песок, которые содержатся в воде, оказывают негативное воздействие на оборудование.
  • Естественный износ, наступающий при активном применении оборудования.
  • Включение и работа насоса «в сухую», что связано с установкиой агрегата выше, чем динамический уровень жидкости, установившийся в скважине. Такой режим способствует возникновению гидравлического удара.

Критерии выбора скважинного насоса

Прежде чем приобрести агрегат необходимо своими реками произвести измерения объема слоя воды в источнике и глубину скважины. Сделать это можно простым средством измерения: на конец веревки привязывается грузик и опускается в скважину. На фото изображена схема монтажа глубинного насоса.

Схема монтажа скважинного насоса

Выбор глубинного насоса выполняется в такой последовательности:

  • Рассчитывается интенсивность эксплуатации насоса, что зависит от объема потребляемой воды.
  • Не стоит приобретать дешевую модель. Необходимо внимательно изучить характеристики устройства и отзывы о нем.
    Насос рассчитан на длительную эксплуатацию, поэтому это долгосрочное вложение. К тому же демонтаж и последующий ремонт или замена насоса очень затратные процедуры.
  • Особое внимание, при изучении технических характеристик насоса, нужно обратить на следующее:
  1. установлена ли защита скважинного насоса от сухого хода и перегрузки;
  2. все его детали должны быть изготовлены с применением нержавеющей стали, что значительно должно увеличить срок службы изделия.
  • Обращается внимание на требования к электросети, сможет ли сеть в доме их обеспечить.

Неисправности, которые встречаются наиболее часто

Необходимость выполнения ремонта и возможные причины приведены в таблице:

Неисправность Причина возникновения
Насос не качает воду из скважины Было приобретено некачественное, дешевое оборудование. Поэтому сломаться может все, что угодно. Такие поломки могут стать причиной выхода из строя любых элементов системы водообеспечения.
Не работает насос в скважине Здесь может банально выйти из строя трос. Применять в этом случае лучше трос нержавеющий для скважинного насоса, что позволит использовать его гораздо дольше.
Насос работает с перебоями, хорошо слышны посторонние шумы Необходимо выполнить защиту от сухого хода агрегата. Смазка должна выполняться вовремя. В противном случае может возникнуть эрозия в рабочих частях устройства, в частности у крепежных винтов или колес.
Произошел гидроудар Это может произойти тогда, когда обратный клапан для скважинного насоса перестал работать, что требует его замену.
Насос в скважине перестал работать Поломался обратный клапан насоса.
Вышел из строя мембранный аккумулятор Произошли неисправности в проводке.

Особенности устройства скважинного насоса

После выяснения причин поломки можно приступить к его починке.

Перед тем как разобрать скважинный насос нужно познакомиться с его устройством:

Устройство глубинного насоса

  • Корпус – основа любого насоса, изготавливается чаще всего в виде металлического цилиндра.
  • В корпусе монтируется вал.
  • На валу одета крыльчатка.
  • От двигательного отсека крыльчатка отделена особым вкладышем, через который проходит вал.
  • Крыльчатка состоит из набора повторяющихся дисков, которые чередуются в таком порядке:

Порядок расположения дисков в крыльчатке

  • 1 — первый диск белого цвета с внешними лопастями;
  • 2 — первая шайба черного цвета, которая по диаметру совпадает с белым диском;
  • 3 — первый с внутренними лопастями «стакан»;
  • 4 — второй диск с лопастями, белого цвета;
  • 5 — вторая шайба;
  • 6 — третий диск с лопастями, белый;
  • 7 — второй с внутренними лопастями «стакан»;
  • 8 — третья шайба;
  • 9 — четвертый с внешними лопастями диск;
  • 10 — третий с внутренними лопастями «стакан»;
  • 11 — четвертая шайба;
  • 12 — четвертый с внутренними лопастями «стакан»;
  • 13 — пятая шайба;
  • 14 — заглушка с перфорацией по центру, белая;
  • 15 — крышка с круглым по центру отверстием, черная;
  • 16 — короткий цилиндр на дне с сеткой, или фильтрующий элемент.


При сборке небольшая антифрикционная шайба устанавливается между каждым элементом. Цвет их синий или белый. Остальные элементы: шайбы, диски и стаканы изготавливаются из полиамида.

Как выполнить ремонт скважинного насоса

Существуют три причины выхода насоса из строя:

  • Если заилилась крыльчатка.
  • Разрыв электрического кабеля.
  • Вышел со строя узел моторного отсека, статор или ротор.

При диагностике причин неисправностей следует придерживаться таким правилам:

  • Если при тестовом пуске у извлеченного из скважины агрегата вращается вал, то именно крыльчатка является проблемной областью. Достаточно почистить ее от ила и устройство можно в обратном порядке собирать.
  • Если насос не включился, то необходимо проверить силовой кабель. Если есть напряжение на клеммах моторного отсека, то кабель цел, а если отсутствует, то его понадобится заменить новым.
    Устранение обрыва с помощью пайки или скрутки — не самое лучшее решение вопроса. В этом случае герметичность кабеля будет нарушена.
  • Если кабель цел, то проблема неисправности в двигателе. Насос понадобится разобрать до моторного отсека, чтобы извлечь и перемотать статор или ротор.
  • И каждый раз ремонт агрегата нужно начинать с полной разборки.

Процесс как разобрать насос скважинный выглядит следующим образом:

  • На насосе с торцевой части свинчивается короткий цилиндр, имеющий перфорированное дно, выполняющее роль фильтрующего элемента, который предохраняет крыльчатку от заиливания.
  • С вала мотора насоса снимаются все шайбы, диски и «стаканы».

Совет: Все многочисленные элементы нужно укладывать на ровную поверхность, в порядке вынимания из корпуса. В состав крыльчатки входит 16 деталей, плюс такое же количество антифрикционных шайб.

  • Удаляется стопорное кольцо двигателя, которое закрывает его крышку. Для этого необходимо киянкой аккуратно ударять по верхнему штуцеру, двигатель сдвинуть вниз, затем, потянув за шнур, поставить его на место. После всех операций уплотнительное кольцо должно оставаться в «сдвинутом» положении.
  • Стопорное кольцо ударом отвертки смещается в наиболее близкую часть к корпусу. Стопор перекосит, что даст возможность его вынуть.
  • Отсоединяются провода, после вскрытия крышки соответствующего отсека, и, с помощью отвертки и киянки, «выколачивается» двигатель из корпуса.
  • Все входящие элементы крыльчатки необходимо промыть, высушить.
  • Двигатель диагностируется и, при необходимости, направляется на ремонт в специализированную мастерскую.
  • Сборку насоса производится в обратном порядке.

Как выполнить ремонт скважинного насоса хорошо показывает видео в этой статье. Возобновить работоспособность системы, чаще всего, можно выполнив ремонт, но если это невозможно, необходимо заменить насос полностью.

Суть ремонта погружного насоса (скважинный/глубинный)

Установки для водоснабжения загородных домов и дач могут сломаться или перестать обеспечивать необходимым количеством воды.

Если у вас есть минимальный набор инструментов и навыки пользования ими, то вы сможете самостоятельно произвести ремонт погружных насосов.

Устройства и основные узлы

В настоящее время в России можно найти гидроаппаратуру производителей Италии, США, Германии, Франции, Дании: ZDS, PEDROLLO, CALPEDA, WILO, Busch, GRUNDFOS, Tapflo и другие; российских компаний Джилекс, Ампика, Пинский ОМЗ, ГМС Ливгидромаш.

Погружные насосы предназначены для откачивания воды из скважин, колодцев или подвальных помещений зданий и при необходимости подачи её в разборную сеть водоснабжения. При этом рабочая область у них погружается в жидкость, из-за чего их так называют.

Существует несколько типов этих устройств:

  1. Центробежные, у которых главным элементом является крыльчатка (рабочее колесо) или винт.Примером их могут служить «Водомет», «Водолей», «Вихрь», «Спрут».
  2. Вибрационные, у которых во главе стоит поршень.Примером их может служить насос «Малыш».
  3. Вихревые, похожие на центробежные, но отличаются большей круговой скоростью жидкости.Примером может служить вихревой насос «Вихрь».

На заметку: центробежные установки делятся на штанговые, когда гидравлическая часть с электродвигателем находятся в разных местах, а соединены между собой штангой, и бесштанговые, когда электродвигатель объединен с гидравликой.

К основным узлам центробежных аппаратов относятся:

  • рабочее колесо или винт/шнек;
  • электродвигатель;
  • штанга;
  • сальниковые блоки;
  • соединительные муфты;
  • подшипники.

К основным узлам вибрационных аппаратов относятся:

  • корпус рабочей части;
  • блок привода;
  • электрическая катушка;
  • поршень;
  • диафрагма;
  • клапан
  • амортизатор;
  • упор;
  • муфта.

Поломки глубинного аппарата, причины и решение

Рассмотрим возможные поломки центробежных установок

  1. Гудит, но воду не качает (или слабо течет).Причина: износ/разрушение или заиливание крыльчатки; увеличение зазора между винтом и корпусом аппарата; засорение фильтра грубой очистки мусором; самопроизвольное раскручивание гайки крепления крыльчатки к валу рабочей части; поломка шпонки, соединяющей импеллер с валом агрегата, падение сетевого напряжения.Решение: прочистить/заменить крыльчатку/винт, восстановить крепеж колеса на валу, очистить фильтр от мусора, установить стабилизатор тока.
  2. Выбивает пробки при включении.Причина: короткое замыкание обмотки статора или якоря электродвигателя, пробой провода питания, заклинивание аппарата инородными частицами между крыльчаткой/винтом и корпусом, пониженное напряжение в сети.Решение: отсоединить электродвигатель от гидравлического блока, проверить его на работоспособность, прокрутить вал, при необходимости –прочистить агрегат от засора, проверить исправность электрического провода, узнать, есть ли напряжение питания, при необходимости – установить стабилизатор.
  3. Насос перегревается и сильно вибрирует.Причины: попадание инородных частиц между крыльчаткой/винтом и корпусом, что приводит к трению этих частиц, отчего последний нагревается. Вибрация аппарата возможна при частичном разрушении лопастей, при износе подшипников.Причины перегрева электродвигателя: попадание инородных частиц в гидравлическую часть аппарата и трение их о корпус, что создает дополнительную нагрузку на двигатель, отчего он перегревается; пониженное напряжение питания; попадание жидкости в мотор из-за нарушения герметичности уплотнений; утечка масла (работа всухую). Причина вибрации электродвигателя – износ подшипников.Решение: очистка гидравлического блока, замена сальниковых уплотнений электродвигателя, подшипников, установки стабилизатора напряжения.
  4. Низкое давление жидкости, насос еле качает.Причины: заиливание крыльчатки/винта; увеличенный зазор между импеллером/винтом и корпусом из-за износа крыльчатки/винта; засорение фильтра мусором; низкое напряжение в сети.Решение: очистить фильтр, крыльчатку/винт или заменить изношенный импеллер; установить стабилизатор.
  5. Шумы при работе.Причины: ослабление гаек крепления рабочего колеса к валу агрегата, износ шпонки рабочего колеса, подшипников, муфты.Решение: проверить крепеж крыльчатки на валу, заменить подшипники, муфту.
  6. Механические дефекты.К этому виду нарушений работоспособности погружных гидроагрегатов относятся дефекты изготовления, сборки и монтажа. Также к ним относится износ рабочего органа, подшипников, сальниковых уплотнений.Дефекты при изготовлении деталей устройств, сборке и монтаже проявляются сразу. При этом допускают замену аппарата у продавца. Изношенные детали заменяют.
  7. Скачки напряжения.При скачках бывает повреждение кабеля, перегорание обмотки статора или якоря и, возможно, обеих обмоток.Решение: применение стабилизатора напряжения при частых скачках тока в сети.
  8. Заиливание.Заилиться, т. е. затянуться илом или песком может рабочий орган установки. При этом если она работает не постоянно, то ил или песок могут слежаться/уплотниться, тем самым заклинив электродвигатель, что при следующем включении агрегата может привести к выбиванию пробок или перегоранию электродвигателя при их несрабатывании. Если установка работает постоянно, то к ее рабочему элементу может налипать ил или песок, что приведет к снижению её производительности.Решение: применение аппарата с верхним расположением всасывающего патрубка; своевременно очищать место расположения агрегата от ила или песка; периодически вынимать аппарат, отключив его от электропитания, для очистки.
  9. Разрыв кабеля.Причины механического повреждения: перелом, пережим, предельное натяжение кабеля.Решение: укладка от источника подключения до насоса через трубы, броню рукава, кабель-каналы для защиты от механического повреждения; применение достаточной длины.

Рассмотрим возможные поломки вибрационников

  1. Гудит, но воду не качает (или очень слабо течет).Причины: смещение электромагнита, износ клапана, сминание амортизатора или ослабление его крепления, износ поршня, пониженное напряжение в сети.Решение: обтяжка крепления корпусов, поршня, амортизатора; замена клапана, амортизатора, поршня; закрепление магнита на место; установка стабилизатора напряжения.
  2. Выбивает пробки при включении.Причины: обрыв или замыкание в кабеле или в катушке электромагнита; ложное срабатывание пробок при включении; перегрев электромагнита из-за низкого напряжения в сети; попадание жидкости в камеру электропривода из-за разрушения компаундной заливки.Решение: замена кабеля, катушки; проверить или заменить пробки; установка стабилизатора; устранение нарушения герметичности корпуса; восстановить крепление электромагнита.
  3. Перегревается устройство и сильно вибрирует.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора или электромагнита. Причиной перегрева электропривода может быть пониженное напряжение в сети.Решение: восстановить крепеж поршня, амортизатора; жестко закрепить на место электромагнит, установить стабилизатор.
  4. Низкое давление, еле качает.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора или электромагнита; износ клапана; пониженное напряжение в сети.Решение: закрепить поршень, амортизатор и электромагнит; заменить клапан; установить стабилизатор.
  5. Шумы при работе.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора, электромагнита.Решение: закрепить поршень, амортизатор, электромагнит.
  6. Механические дефекты.К этому виду нарушений работоспособности вибрационных устройств относятся дефекты при изготовлении деталей, сборке и монтаже агрегата, а также износ узлов: поршня, амортизатора, клапана, упора.Дефекты при изготовлении деталей, сборке и монтаже не устраняются, а меняется весь прибор. Изношенные меняются на новые.
  7. Скачки напряжения.Могут привести к нарушению кабеля, а также к перегоранию катушки электромагнита.Решение: установить стабилизатор напряжения.
  8. Заиливание.Заиливание может привести к ускоренному износу клапана, поршня.Решение: периодически очищать место установки от ила и песка.
  9. Разрыв кабеля.Причина: механическое повреждение – перелом, пережим, предельное натяжение кабеля.Решение: укладка шнура от источника питания до аппарата в трубы, в броне рукава, в кабель–каналы для защиты от механического повреждения; использование достаточной длины.

Как правильно разобрать

Сначала отключают питание, затем демонтируют, отсоединяют напорный трубопровод и производят его разборку:

  • снимают фильтр грубой очистки;
  • разъединяют моторную часть с гидравлической.

Разборка гидравлического блока:

  • гидравлическая часть зажимается тисками за напорный патрубок;
  • откручивается корпус;
  • с вала снимаются все детали;
  • при необходимости меняют изношенные или поломанные;
  • детали промываются, затем собираются на вал.

Важно: чтобы не перепутать детали, их нужно укладывать в порядке разборки или надевать на какую-либо ось/стержень, не меняя положение.

  • он устанавливается крышкой вверх;
  • откручивается крышка, снимается уплотнительная прокладка;
  • сливается масло;
  • с помощью пресса нижняя крышка мотора осаживается вниз, стопорное кольцо освобождается, затем вынимается;
  • легкими ударами киянки по концу вала выбивается нижняя крышка с ротором;
  • вынимается ротор двигателя с подшипниками;
  • при необходимости замены снимаются подшипники с вала и сальник с верхней крышки мотора;
  • обмотки проверяются; если нужно, статор отправляется на ремонт.Сборка производится в обратной последовательности.

Ремонт деталей скважинного аппарата своими руками

Чтобы сделать ремонт скважинных устройств, их сначала обесточивают, затем извлекают наверх и отсоединяют от напорной трубы.

  • откручиваются стяжные болты;
  • снимается корпус:
  • откручиваются гайки со штока;
  • снимается клапан со штока;
  • устанавливается новый;
  • закручиваются гайки крепления клапана на шток;
  • ставится на место корпус;
  • обе части стягиваются болтами.
  • откручиваются стяжные болты;
  • снимается корпус гидравлической части;
  • откручивается крепление клапана;
  • снимается старый;
  • новый клапан прикручивается на корпус;
  • корпус устанавливается на место;
  • обе части скрепляются стяжными болтами;
  • в емкости с водой проверяется работа установки.
  • открутить стяжные болты;
  • снять корпус гидравлической части;
  • снять поршень в сборе с диафрагмой, муфтой, амортизатором и якорем;
  • прогреть горелкой или на электроплитке компаундную заливку электромагнита до размягчения;
  • вынуть электромагнит из моторного корпуса;
  • очистить его гнездо;
  • снять катушку с сердечника;
  • отсоединить кабель питания;
  • заменить катушку;
  • припаять кабель питания и заизолировать места пайки трубками ПВХ;
  • установить катушку на сердечник;
  • поставить катушку с сердечником точно на место в моторный отсек;
  • залить электромагнит эпоксидной смолой по инструкции;
  • через 15-30 минут долить смолы до верхнего уровня сердечника;
  • дать затвердеть смоле в течение суток;
  • установить якорь в сборе на моторный отсек;
  • поставить на место корпус насосной части;
  • установить стяжные болты;
  • в емкости с водой проверить работу агрегата.

Замена нагнетающего патрубка:

  • для ремонта глубинных насосов их нужно обесточить, поднять на поверхность, затем отсоединить напорную трубу;
  • открутить обратный клапан;
  • открутить нагнетающий патрубок;
  • закрутить новый нагнетающий патрубок, предварительно подмотав на резьбу ФУМ-ленту или ФУМ-нить;
  • прикрутить обратный клапан, сделав подмотку резьбы ФУМ-лентой или ФУМ-нитью;
  • присоединить напорную трубу;
  • опустить аппарат в скважину;
  • подключить электропитание.
  • чтобы заменить теплоизоляцию двигателя, нужно разъединить гидравлическую и моторную части;
  • снять стопорное кольцо;
  • извлечь уплотнение, на его место установить новое;
  • собрать агрегат;
  • присоединить напорный трубопровод;
  • опустить агрегат в скважину;
  • подключить питание.

Вытекла жидкость из двигателя:

  • отсоединить моторную часть;
  • установить двигатель вертикально, крышкой вверх, открутить крышку мотора;
  • залить экологически чистое нетоксичное масло (некоторые мастера советуют заливать вазелиновое масло);
  • проверить целостность прокладки; при необходимости – заменить;
  • прикрутить верхнюю крышку;
  • присоединить моторную часть к гидравлической;
  • опустить устройство в скважину;
  • подключить питание.

Обрыв штока
Чтобы отремонтировать шток самостоятельно, нужно обесточить устройство, поднять его на поверхность, отсоединить напорную трубу, затем приступать к ремонту самого погружного насоса:

  • открутить стяжные болты;
  • снять крышку гидравлической части;
  • вынуть шток в сборе;
  • снять с него поршень, упор, муфту;
  • открутить гайки крепления штока к амортизатору и снять его;
  • вынуть из моторного отсека якорь с хвостовиком штока;
  • удалить хвостовик штока из якоря;
  • вставить новый шток в якорь;
  • надеть амортизатор на него, закрутить гайки крепления;
  • надеть на шток муфту, упор, поршень и закрутить гайку крепления;
  • законтрить гайку или накернить конец штока;
  • установить крышку гидравлической части;
  • закрутить стяжные болты;
  • присоединить напорную трубу;
  • опустить установку в скважину;
  • подключить питание.

Засориться могут аппараты центробежного, вихревого типа и винтовые.
Чтобы очистить установку от ила, солевых отложений и налипшего песка, его нужно обесточить, достать на поверхность земли, отсоединить напорную трубу, разъединить гидравлическую часть и мотор.
Затем разобрать все детали помпы с вала.
Промыть все узлы, фильтр грубой очистки, при необходимости заменить изношенные детали, затем собрать все в обратной последовательности.
Присоединить напорную трубу, опустить агрегат на рабочее место, подключить питание.

Увеличение срока эксплуатации

Чтобы аппарат прослужил дольше, ему нужно минимум 2 раза в год делать ревизию. Для этого проверять:

  • уровень масла в моторах центробежных и винтовых агрегатов;
  • целостность компаундной заливки в вибрационных установках;
  • степень износа подшипников;
  • целостность кабеля питания;
  • целостность корпуса;
  • чистоту поверхности агрегата.

Для этого проверять:

  • целостность корпуса;
  • чистоту поверхности агрегата;
  • величину напора жидкости;
  • чистоту фильтра;
  • отсутствие механических шумов при работе установки;
  • свободное прокручивание вала.

Совет: не забывайте хотя бы 2 раза в году, в начале летнего сезона и в конце его, делать ревизию установки и электрооборудования.

Сколько будет стоить

Стоимость ремонта насоса для скважин, а также деталей для их ремонта в каждом городе может быть своя. Приведем среднюю стоимость по каждому из названных агрегатов и узлов к ним.
Стоимость ремонта центробежных, вихревых и винтовых установок обойдется от 2000 рублей и выше.

Стоимость сменных деталей

К вибрационным насосам:

  • поршень – 34 руб.;
  • клапан – 33,60 руб.;
  • рем–комплект (поршень + клапан) – 67,20 руб.;

К центробежным и винтовым агрегатам:

  • сальник – 100 руб.;
  • крыльчатка – от 100 руб.;
  • винт – от 550 руб.;
  • вал насоса – от 260 руб.;
  • конденсатор пусковой – от 300 руб.;
  • электродвигатель – 3500 руб.;
  • торцевые уплотнения – 2550 руб.

Таким образом, можно сделать вывод: восстановление работы электронасоса самостоятельно обойдется гораздо дешевле, чем приобретать новый агрегат или пользоваться услугами сервисов.

Полезное видео

Подробно о вибрационнике “Малыш”:

Пошагово о центробежном:

Ремонт скважинных насосов – работы, которые можно проделать самостоятельно

За последние годы число скважин на приусадебных и дачных участках возросло в десятки раз. И дело не только в том, что цена на бурильные работы существенно снизилась и благодаря интернету стали доступны чертежи самодельных буровых установок. Многих привлекает то, что в доме всегда будет вода, независимо от неполадок в водопроводных сетях, но стоит помнить, что время от времени придется проводить ремонт скважинных насосов, ведь ресурс оборудования не бесконечен.

На фото: независимо от размеров оборудования, процесс ремонта аналогичен для всех моделей

Основные способы профилактики неисправностей

Как известно, любую поломку гораздо проще предотвратить, чем устранять. Именно поэтому идеальным вариантом будет профилактический осмотр и обслуживание как минимум раз в год, но лучше это делать дважды – весной и осенью.

Данный тип работ достаточно прост:

  • Насос необходимо достать из скважины, даже эта работа бывает достаточно непростой, особенно если скважина глубокая и оборудование имеет значительный вес. В этом случае лучше позвать помощника.
  • После извлечения агрегата следует осмотреть подвесной тросик и электрический кабель. Далее следует проверить корпус на наличие повреждений, загрязнений и очагов коррозии.
  • Лучше ненадолго запустить насос и послушать – любой посторонний звук будет свидетельствовать о неполадках.

Периодическая проверка и очистка значительно снижает вероятность возникновения неисправностей. Кроме того, если на насосе будет присутствовать песок и ил, это прямое свидетельство того, что необходимо раскачать скважину, иначе заиливание приведет к поломке насоса, которую вряд ли удастся устранить.

Виды и причины поломок

Чтобы лучше понять, как проводить ремонт скважинного насоса своими руками, стоит разобраться с причинами тех или иных неисправностей и понять наиболее типичные проблемы. Конечно, в процессе использования может сломаться что угодно, но существует определенный набор так называемых «болезней», которые проявляются чаще всего.

Важно! Как бы вас не убеждал продавец о том, что какой-то насос не хуже модели, стоимость которой в 2 раза выше, чаще всего более дорогие модели значительно надежнее и долговечнее.

Пускай вас не пугают сложные схемы агрегатов, на практике все гораздо проще

Основные причины выхода насосов из строя

Отметим сразу, что чаще всего агрегат выходит из строя по собственной халатности владельцев. Многие из них, приобретая насос, даже не читают инструкцию, в которой прописаны правила использования и основные меры безопасности.

Более того, у подавляющего большинства пользователей оборудование спускается в скважину и не достается оттуда, пока не сломается, а этого можно было бы избежать, извлекая его для осмотра хотя бы раз в год.

Но даже при ответственном отношении неисправности могут возникнуть, рассмотрим самые распространенные из них:

  • Работа оборудования «всухую», это происходит, если насос подвешивается слишком высоко или в процессе водоснабжения уровень в скважине падает очень сильно. Механизм должен работать с водой – она служит охладителем и смазкой, без него происходит перегрев и заклинивание, а иногда и оплавление пластиковых частей.
  • Пользование слишком мощным насосом, в этом случае забор слишком интенсивный, и со дна всасывается песок, который может сильно повредить основную перекачивающую деталь – крыльчатку насоса.

Песок способен разрушить даже чугунную крыльчатку

  • Перепады и скачки электроснабжения способны привести в негодность конденсатор и другие электрические части. Следует использовать стабилизаторы напряжения.
  • И, наконец, причиной поломок может служить банальный износ узлов.

Самые распространенные поломки

Чаще всего причинами неисправностей являются:

  • Неисправности гидроаккумулятора и обратного клапана – эти узлы не входят в систему, но, если они работают неправильно, насос не защищен от перепадов давления и, скорее всего, получит гидроудар.
  • Эрозия и повреждение крыльчаток, валов и других движущихся частей.
  • Неисправности обмотки и конденсатора.
  • Засорение системы песком и илом.

Вот, что вы можете увидеть, разобрав насос, согласитесь, долго он работать не сможет

Способы устранения неполадок

Если вы не имеете каких-либо способностей и никогда не видели в разобранном виде даже простейшие устройства, стоит обратиться к специалистам. Так же стоит поступить при отсутствии хотя бы минимального набора слесарного инструмента. Но, если у вас есть хотя бы элементарные знания и набор ключей и отверток, можно попробовать проделать некоторые работы самостоятельно.

Простейшая схема устройства насоса

Вот простейшая инструкция по диагностике и ремонту погружного насоса:

  • Перед началом каких бы то ни было работ стоит включить насос в сеть и послушать, если есть какие-либо звуки – щелчки, гудение и так далее, работы можно продолжать, если же полная тишина, то, скорее всего, сгорел магнит, который ремонту не поддается. Такое оборудование утилизируется.
  • Далее снимается нижняя часть корпуса. В данном типе насосов двигатель однофазный, в нем две обмотки – пусковая и рабочая. В пусковом контуре вмонтирован конденсатор, емкость которого может составлять до 40 мкФ. Но проверяется в первую очередь вал и лопасти или рабочие колеса – все должно свободно вращаться и не иметь повреждений.
  • Заклинивший вал свидетельствует о сгорании обмотки статора. Он заменяется целиком, хотя в некоторых моделях сделать это не удастся и насос придется выбросить. Если же все вращается и не повреждено – нижняя часть собирается обратно.

Статор – это внешняя, неподвижная часть обмотки насоса

  • Перед началом разборки верхней части следует поставить корпус вертикально и закрепить его, иначе из двигателя вытечет масло. Под крышкой вы увидите несколько проводов и конденсатор.

Конденсатор и провода располагаются под верхней крышкой насоса

  • Вначале с помощью тестера или омметра замеряется сопротивление пусковой и рабочей обмоток (обычно у рабочей значение 15-20 Ом, у пусковой — 30-40) – если на какой-то из них прибор показывает бесконечность, значит в ней присутствует обрыв. Малые значения сопротивления – свидетельство того, что провода обмотки замыкают между собой.
  • Ну и, напоследок, если все данные в норме, проверяется конденсатор. Если причина в нем, то его следует заменить аналогичным.

В подавляющем большинстве случаев проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволяет самостоятельно починить оборудование, избежав значительных трат. Как видите, работы достаточно просты, для их проведения не нужно электротехническое образование – важно аккуратное и скрупулезное проведение всех работ.

Кроме того, вы сможете выяснить, поддается ли насос ремонту, и не будете тратить деньги на диагностику в мастерской, ведь даже если насос не пригоден к восстановлению, с вас возьмут деньги.

Совет! Помните, что корпус насоса постоянно располагается в воде, поэтому при сборке проверяйте правильное положение прокладок и их состояние.

Вывод

Не стоит бояться разобрать насос, возьмите на вооружение наши рекомендации, и вы без труда справитесь с данной задачей. Видео в этой статье наглядно покажет некоторые этапы процесса.

Как убрать основные неисправности погружного насоса

Погружным насосам приходится работать в сложных условиях. Они постоянно находятся под воздействием воды, вибрации, низкой температуры, абразивных частиц и т.д. Но несмотря на то, что агрегаты изготавливаются из деталей с большим запасом прочности, в них со временем появляются различные неисправности. Чтобы проводить ремонт водяных насосов своими руками, необходимо ознакомиться с основными симптомами, указывающими на те или иные поломки в оборудовании.

Основные неисправности погружных насосов

Если в работе погружного насоса замечены сбои, то не всегда его нужно извлекать из скважины для осмотра. Эта рекомендация касается только насосных станций, в которых установлено реле давления. Именно из-за него аппарат может не включаться, не отключаться или создавать плохой напор воды. Поэтому сначала проверяется работоспособность датчика давления, а уже после этого, в случае необходимости, насос извлекается из скважины.

Важно! В случае с погружными насосами, работающими без гидроаккумуляторов, их всегда следует извлекать из шахты при появлении малейших признаков поломки.

Неисправности водяного насоса будет легче диагностировать, если сначала ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками данного агрегата.

Насос не работает

Причины того, что насос не работает, могут быть следующие.

  1. Сработала электрическая защита. В таком случае следует отключить аппарат от сети и снова включить автомат. Если его снова выбьет, то проблему следует искать не в насосном оборудовании. Но при нормальном включении автомата, насос больше не включайте в сеть, нужно сначала найти причину, по которой сработала защита.
  2. Перегорели предохранители. Если после замены они снова перегорят, то нужно искать причину в силовом кабеле агрегата или в месте его подключения к электросети.
  3. Произошло повреждение кабеля, находящегося под водой. Следует извлечь аппарат и проверить шнур.
  4. Сработала защита насоса от пуска “всухую”. Перед запуском аппарата убедитесь, что он погружен в жидкость на необходимую глубину.

Также причина того, что аппарат не включается, может крыться в неправильной работе реле давления, установленного в насосной станции. Необходимо отрегулировать давление пуска двигателя насоса.

Насос работает, но не качает

Причин того, что устройство не качает воду, также может быть несколько.

  1. Перекрыт запорный вентиль. Следует отключить аппарат и медленно открыть кран. В дальнейшем не следует производить запуск насосного оборудования при закрытой задвижке, в противном случае оно выйдет из строя.
  2. Уровень воды в скважине опустился ниже насоса. Необходимо высчитать динамический уровень воды и погрузить устройство на необходимую глубину.
  3. Залип обратный клапан. В таком случае требуется разобрать клапан и прочистить, при необходимости заменить его на новый.
  4. Засорился впускной фильтр. Чтобы прочистить фильтр, гидромашина извлекается и проводится чистка и промывка фильтрующей сетки.

Низкая производительность аппарата

Также снижение производительности вызывает:

  • частичное засорение клапанов и вентилей, установленных в системе водоснабжения;
  • частично засоренная подъемная труба аппарата;
  • разгерметизация трубопровода;
  • неправильная регулировка реле давления (относится к насосным станциям).

Частые включения и выключения аппарата

Данная проблема встречается, если погружной насос работает в паре с гидроаккумулятором. В таком случае частые запуски и остановки агрегата могут провоцироваться следующими факторами:

  • в гидробаке произошло снижение давления ниже минимального (по умолчанию оно должно быть 1,5 бар);
  • произошел разрыв резиновой груши или диафрагмы в баке;
  • реле давления работает неправильно.

Вода подается с пульсацией

Если вы заметили, что вода из крана течет не постоянной струей, то это признак снижения уровня воды в скважине ниже динамического. Необходимо опустить насос глубже, если расстояние до дна шахты позволяет это сделать.

Слышно гудение аппарата, но вода не качается

Если насос гудит, и при этом не происходит выкачка воды из скважины, то причин может быть несколько:

  • произошло “склеивание” крыльчатки аппарата с его корпусом по причине длительного хранения устройства без воды;
  • неисправен конденсатор запуска двигателя;
  • просело напряжение в сети;
  • заклинило крыльчатку насоса по причине собравшейся в корпусе аппарата грязи.

Агрегат не отключается

Если не срабатывает автоматика, то насос будет работать без остановки, даже если в гидробаке создастся чрезмерное давление (видно из показаний манометра). Всему виной является реле давления, вышедшее из строя или неправильно отрегулированное.

Нюансы поломок в зависимости от марки насоса

При эксплуатации насосов разных производителей было замечено, что некоторые марки аппаратов часто подвергаются одним и тем же поломкам. Из этого следует, что данные модели агрегатов имеют свои отличительные особенности в плане появления неисправностей.

Водолей

Насосы “Водолей” имеют предрасположенность к перегреву, особенно если работают в скважинах небольшой глубины. При поломке дешевой модели ее ремонт обходится примерно в 50% стоимости нового аппарата. Если устройство вышло из строя, то его проще выбросить, чем ремонтировать.

Grundfos

Большинство моделей данного производителя имеют систему клапанов. Также вокруг двигателя имеется специальная теплоизоляция. Иногда сбои в работе насоса происходят из-за выхода из строя перечисленных деталей. Поскольку теплоизоляционная прокладка находится вокруг двигателя, его потребуется извлечь из корпуса для проведения ремонта.

Малыш

Аппараты “Малыш” являются продукцией отечественных производителей. Стоимость ремонта агрегатов этой марки не высока, и большую часть поломок владельцы аппаратов устраняют собственноручно. Основная поломка, часто встречающаяся в данном насосе – это возникновение сильного шума при работе гидромашины без откачивания жидкости. Такое поведение аппарата означает, что произошел разрыв центральной оси, удерживающей якорь и мембрану.

Джилекс

Двигатель в насосах вихревого и роторного типа “Джилекс” является маслозаполненным. Поэтому частой поломкой данных агрегатов является вытекание масла из двигателя. Долить его можно только в сервисном центре.

Важно! Многие в интернете советуют вместо оригинального масляного наполнителя использовать трансформаторное масло или обычный глицерин. Делать это крайне не рекомендуется, конечно же, если вы не поставили перед собой цель необычными способом испортить технику.

Ручеек

Существует мнение, что работа дренажных насосов “Ручеек” может продолжаться без остановок в течение 7 часов и более. Объясняется это особенностью их конструкции, отвечающей всем нормам евростандартов. Но несмотря на это, аппарат подвергается перегреву также, как и насосы других производителей. Поэтому рекомендуется после каждых 2-3 часов работы устройства давать ему время на “отдых”.

Marquis (Маркус)

Владельцы насоса для скважины “Маркус” иногда замечают, что аппарат включается только после несильного удара либо по трубе, идущей к нему, либо после удара по самой гидромашине. Данная неисправность объясняется “закисанием” крыльчатки, которую придется почистить, разобрав агрегат.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.
  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.
  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Замена и ремонт неисправных деталей

Теперь, когда вы знаете, как происходит разборка гидромашины, можно попробовать произвести ремонт погружного насоса своими руками.

Крыльчатка

В основном блокировка рабочих колес происходит по причине забивания их песком или из-за образования на них налета из грязи. Кроме этого, крыльчатки могут спаиваться между собой при возникновении высокой температуры в блоке, когда насос работает вхолостую (сухой ход). Для ремонта данной секции агрегата необходимо снять крыльчатку (крыльчатки) и удалить накопившуюся грязь. Если рабочие колеса повреждены, потребуется заменить их на новые.

Двигатель

Самостоятельный ремонт двигателя насоса проводить не рекомендуется, поскольку для диагностики данного узла и последующего ремонта требуются обладать специальными знаниями и иметь необходимую аппаратуру.

В некоторых моделях насосов, чтобы снять двигатель, потребуется его выпрессовка с использованием специального оборудования. Замена сальника и подшипника также проводится в сервисном центре.

Конденсатор

Если двигатель гудит и не запускается, то следует проверить конденсатор. Он находится в блоке насоса, в котором установлен мотор.

Но когда вал с крыльчатками вращается без проблем, то, чтобы убрать гул в водяном насосе, следует отсоединить конденсатор и поменять его на новый. Конечно же, лучше проверить данную деталь мультиметром, поскольку схожие симптомы, могут вызываться замыканием в обмотках двигателя.

Масло

Двигатель насоса для воды находится в специальном стакане, заполненном маслом, и по его состоянию можно определить некоторые поломки в блоке электромотора.

  1. Масло имеет характерный, неприятный запах. Это значит, что двигатель пока еще находится в рабочем состоянии, но работал с большими перегрузками.
  2. Мутное масло – в корпус двигателя попала вода вследствие трещины корпуса или выхода из строя сальника (манжеты).
  3. Черное масло с неприятным запахом. В данном случае с большой уверенностью можно сказать, что горел лак на катушках двигателя.

Важно! В норме масло должно быть прозрачным. Его количество определяется моделью агрегата. В среднем, объем масла, залитого в камеру, находится на уровне 0,5 л.

Если при вскрытии двигателя были замечены вышеперечисленные изменения в качестве масла, то сначала нужно отремонтировать данный узел, а уже после этого заливать новую смазку.

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов. При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются. Этот процесс происходит с выделением большого количества энергии, от которой разрушаются крыльчатки и улитка насоса. На следующем фото показано рабочее колесо агрегата, разрушенное кавитацией.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны, вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание. В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Важно! Самые явные признаки кавитации — это вибрация труб и самого насоса, а также повышенный шум при его работе. Если не принимать никаких мер по устранению данного процесса, то он может полностью разрушить станцию.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.

Ремонт скважинных насосов. Что делать если не включается насос?

Глубинный насос центробежного или вихревого типа – это востребованное оборудование среди дачников и владельцев загородных домов и когда оно дает сбой, то ремонт скважинного насоса на первый взгляд представляется как невыполнимая задача.

При периодическом техническом обслуживании и правильной эксплуатации оборудование этого типа может прослужить 10-15 лет.

Содержание статьи

В этой статье будет описано, как разобрать погружной насос, почему он не качает его основные неисправности, а самое главное как можно произвести ремонт скважинного насоса своими руками, не обращаясь в мастерскую.

Подготовка к ремонту, порядок разборки

При неудовлетворительной работе оборудования необходимо отключить электропитание и потянув трос достать агрегат на поверхность.

После извлечения оборудования из скважины и перед тем как разобрать глубинный насос, он внимательно осматривается.

При выявлении на корпусе трещин, вмятин и деформации стоит задуматься о покупке нового насосного оборудования. Устройство с поврежденным корпусом использовать нельзя! Под действием внутреннего и внешнего давления разрыв агрегата неизбежен.

В системе водообеспечения дома наряду с насосом для скважины участвует и насосная станция, которая тоже может сломаться. Все неисправности этого типа оборудования разобраны в статье ремонт насосной станции.

В остальных случаях ремонт погружных насосов осуществляется достаточно просто при наличии инструментов и базовых знаний.

В первую очередь оборудование нужно взять в руки и немного потрясти. Переворачивая насос, вы услышали посторонние звуки: скрежет, громыхание, скрип?

Причина нетипичных звуков – механическая поломка, при которой ремонт погружных насосов не обойдется без разборки.

Порядок разборки

Перед тем как приступать к разборке корпуса, агрегат необходимо обесточить.

Разборка осуществляется очень просто: снимаются фиксирующие болты на корпусе. Если крепления закисли и не поддаются, то рекомендуется использовать очистительный аэрозоль WD-40. В крайнем случае, болты можно спилить болгаркой, предварительно подобрав новые.

Открутив болты нужно аккуратно снять крышку и корпус. Дальше демонтируются все части устройства: двигатель, фланцы, рабочее колесо, пластины и пр.

В общем случае порядок работы выглядит следующим образом:
с вала насоса снимаем все шайбы и диски;
снимаем стопорное кольцо с двигателя;
отсоединяем провода после вскрытия крышки.
с помощью отвертки и киянки аккуратно выколачиваем двигатель из корпуса.

Все внутренние части, резиновые прокладки внимательно осматриваются на предмет наличия повреждений или следов износа.

Если агрегаты не имеют визуальных повреждений, но при этом на них присутствует белый налет, то возможно причиной неисправности является известкование. В этом случае ремонт глубинных насосов занимает не более получаса.

Сборка агрегата после ремонта выполняется в обратном порядке

Устранение известкования и засорений

Если насос не качает воду из скважины, то причин может быть несколько. Наиболее частые неисправности погружного насоса это заиливание, засорение и известковый налет.

Известковый налет появляется внутри корпуса при перекачивании жесткой воды. Со временем известкование мешает нормальной работе устройства, насос перестает перекачивать воду или напор воды значительно ниже номинального. При сильном известковании возможно заклинивание рабочего колеса, создающего центробежную силу.

Для устранения налета все внутренние части кроме двигателя необходимо поместить в кислотный раствор на 15-30 минут. Можно использовать специальные средства от накипи, продающиеся в хозяйственных магазинах или развести 0,3 л столового уксуса на 1-1,5 литров воды. При необходимости можно почистить детали мягкой щеткой.

Причиной нестабильной работы часто бывает заиливание или засорение рабочих полостей песком или мелким мусором. В этом случае, если оборудование работает не каждый день, а с большими интервалами, то песок будет уплотняться и приведет к заклиниванию рабочего колеса и двигателя.

Решением этой проблемы будет промывка насоса с последующей установкой фильтр-сетки на входной патрубок. Это быстро вернет устройству работоспособность.

Ещё одним вариантом решения проблемы заиливания может быть замена текущего скважинного насоса с нижним расположением всасывающего патрубка на модели, в которых всасывающие окна расположены в верхней части корпуса, например винтовые насосы.

Механические повреждения

Механические неисправности рано или поздно непременно появляются в каждом работающем агрегате. Поломка одной из деталей может стать причиной, в связи с которой не качает глубинный насос.

Наиболее часто ремонт насосов для скважин требует решения следующих проблем:

1. Засорение или неплотное прилегание приемного клапана. При неправильной настройке агрегат плохо качает воду. Причина разбалансировки клапана – низкое качество скважинной воды. Если клапан изношен, то необходимо заменить его новым. При засорении достаточно простой очистки и правильной установки.

2. Расшатывание сальников. При этой неисправности происходит регулярный подсос воздуха, и насос работает с пониженной мощностью. Устранение неисправности заключается в подтяжке сальников или установке новых деталей для усиления давления запирающей жидкости.

3. Недостаточная затяжка стяжных шпилек. При этом оборудование издает нехарактерные звуки и плохо качает воду. Для перезатяжки шпилек требуется остановить насос, дождаться пока он остынет, произвести разборку и затяжку.

4. Повреждена защитная втулка. Это происходит при чрезмерной затяжке сальника или по причине естественного износа. Втулку необходимо заменить или прошлифовать, если повреждения незначительные. Одновременно рекомендуется заменить набивку сальника и уплотнительные кольца.

5. Неправильное вращение рабочего колеса. При обнаружении неправильного вращения следует поменять полярность электрического привода в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Внимание! Вынув оборудование из скважины внимательно его осмотрите. Если обнаружите нарушение целостности или наличие сильного износа, то ремонт скважинного насоса в этом случае будет заключаться в замене поврежденных деталей. Для этого целесообразно приобрести комплект запасных частей или ремкомлект.

Шум, перегрев и вибрация

Когда погружное оборудование шумит, сильно греется или вибрирует в скважине, но воду не качает, или она течет небольшой струйкой причин поломки может быть несколько, например.

Сильный шум, когда насос громко гудит при работе говорит об износе или засорении рабочего колеса, засорении механического фильтра или ослабление креплений в деталях корпуса.

В случае появления посторонних звуков в работе оборудование необходимо незамедлительно выполнить наружный осмотр.

Если насос греется и при этом сильно вибрирует? Причин такого явления существует немного:

1. Неправильное центрирование рабочего вала у центробежного или вихревого насоса. Устройство работает с сильным шумом, а трение колеса вызывает перегревание.

Ремонт погружных скважинных насосов в этом случае заключается в центровке вала.

Как правильно произвести центровку? Для каждой модели производители разрабатывают инструкции с подробным описанием этого процесса. Также центровку можно заказать в сервисном центре или мастерской по ремонту насосного оборудования.

2. Плохое крепление к основанию – самая частая причина вибрации. Если своевременно не отрегулировать крепежные болты, другие части насоса быстро выйдут из строя и понадобиться дорогостоящий ремонт или полная замена агрегата.

3. Недостаток смазки. Проверять качество смазки необходимо регулярно. При недостатке масла его нужно долить. Нельзя допускать работы агрегата без смазки, т.к. возможно заклинивание рабочего колеса и поломка двигателя.

4. Работа на предельной мощности. Такое бывает, если мощность насоса изначально была рассчитана неправильно или после 5-7 лет работы его ресурс выработался более чем на 30%. В этом случае поможет только замена оборудования.

5. Износ подшипников. Естественный износ подшипников – самая частая причина перегрева центробежных устройств. Ремонт скважинных насосов в этом случае производится путем замены подшипников, которые входят в стандартный ремкомплект.

Внимание! Обнаружить, что скважинный насос нагревается или вибрирует при работе практически невозможно. Поэтому рекомендуется периодически поднимать оборудование из скважины для проведения осмотра и обслуживания. Чем старше насос, тем чаще необходимо ТО.

Электрические неисправности

При возникновении электрических неисправностей помпа, как правило, не включается. В первую очередь осмотрите питающий кабель на наличие повреждений и разрывов. При их обнаружении произведите замену кабеля.

Если выбивает пробки при работе насоса, то причиной этого может быть короткое замыкание обмотки статора, повреждение электрокабеля, заклинивание рабочего колеса, низкое напряжение в электрической сети.

Еще одна причина, по которой скважинный насос не запускается – нарушение герметичности корпуса, вследствие чего попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание. В этом случае выполнять ремонт скважинных насосов своими руками не рекомендуется, лучше обратиться к профессионалам.

При постоянных сбоях в электросети и скачках напряжения из строя выходят датчики и реле. Первая помощь – перенастройка реле, однако в дальнейшем электрическую часть агрегата необходимо ремонтировать или заменять. Для предотвращения электрических неисправностей используйте стабилизатор напряжения и следите за состоянием питающего кабеля.

Самой распространенной причиной выхода насоса из строя является его эксплуатация в режиме не соответствующем инструкции по эксплуатации.

Часто случается так, что владельцы игнорируют требования паспорта на агрегат и используют насос в условиях, отличающихся от заявленных производителем.

Отсюда следует, что для того, чтобы свести любой ремонт глубинных насосов своими руками к минимуму перед запуском оборудования в работу внимательно изучите руководство по эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию